А.А. Соламес. Человек, религия и психиатрия (наблюдения, гипотезы и опыты)
НА НИЛЕ
«Я ловлю сладкое дыхание твоего рта,
Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.
Моё желание - слышать твой прекрасный голос,
Звучащий, словно шелест северного ветра.
Молодость возвращается ко мне от любви к тебе.
Дай мне твои руки, что держат твой дух,
Чтобы я смог принять его и жить им»
(Гравировка на золотом покрытии нижней части гроба Эхнатона)
Может быть, Эхнатон сам сочинил эти стихи? И может быть, здесь имелась в виду его
супруга, царица Нефертити?
Египет – это речной оазис, который протянулся на полторы тысячи километров в Африке. Без Нила здесь не было бы жизни. Нил течёт с юга, из экваториальной зоны и впадает в Средиземное море. Река в месте впадения в море образует широкую дельту. Египет почти не знает дождей. Только Нил орошает поля, питает землю, наполняет колодцы. При этом, Нил неравномерно наполняется водой: только весной в верховьях реки выпадает огромное количество осадков и воды достигают дельты. Справа и слева по течению реки лежат пески пустыни, откуда дуют знойные ветры, стоит адская жара и беспощадно палит солнце. Нигде нельзя с такой ясностью провести и одновременно легко стереть границу между жизнью и смертью, между плодоносящей землёй и
пустыней, как в Египте.
С давних времён, доисторических времён люди заметили, когда рано утром на восходе солнца на небе появлялась одна и та же звезда, уровень воды в реке поднимался. Звезда приносила радость людям. Звезду назвали Сет. Это был Сириус. Иногда с Сетом – Сириусом сияла ещё одна красивая звезда, которой дали имя Гор. Гор – это планета Венера, которая регулярно появлялась каждый восьмой год около Сета в лучах восходящего Солнца и вечером на закате Солнца. Позже египтяне узнали, что утренняя и вечерняя звезда – это одна и та же звезда. По небу на восток, туда, откуда выходило Солнце, плыл узкий, ущербный серп Луны, напоминающий таинственный корабль мёртвых. Этот корабль исчезал на востоке. Через три дня или на третий день на западе верхнего неба появлялся новый лунный серп. Это, без сомнения был новый корабль! Египтяне долго размышляли над этим.
Египтяне считали Луну «солнечным кораблём» потому, что «небесные корабли» всегда появлялись вблизи Солнца. «Ночная ладья» проплывает перед восходом Солнца прямо около него, «дневная ладья» – видна вечером у Солнца, где исчезала одна ладья и
появлялась другая, приобретало особое значение. Сверкающее под лучами Солнца наиболее светлое место – потусторонний мир (это пока ещё не само Солнце) – было гаванью «солнечных кораблей». Изначально египетская религия не была религией Солнца, но она признавала существование потустороннего мира. Небесный потусторонний мир лежал в золотом солнечном венце, а не в тёмном подземном царстве, как это утверждало созданное позднее религиозное учение. Становится понятным, почему египтяне изображали солнечный диск всегда между двумя рогами, двумя змеями, на ладье – между двумя лунными серпами.
В 1954 г. при археологических раскопках была обнаружена ритуальная лодка тридцатиметровой длины и трёхметровой ширины с пятиметровыми вёслами. Эта барка пришла в негодность за четыре с половиной тысячи лет, но её внешний облик было легко восстановить. За религиозными представлениями о двух барках скрывается космогония, содержащая определённые идеи, несколько позднее преобразованные. Два лунных серпа, которые появляются то справа, то слева от Солнца, символизируют смерть и воскресение. Это была первая попытка египтян объективно представить себе общую картину мира. Прошло время.
В представлениях египтян произошло изменение. Оказалось, что корабль мёртвых – это бык с большими золотисто-жёлтыми рогами. Когда поднималась вода в Ниле и одновременно на юге появлялся Сет (Сириус), большая звезда, тогда на востоке золотой бык приближался к смерти. Часть жителей уверовала в то, что Осирис, лунный бык, должен был умереть, потому что появлялся Сет, который отбирал у него жизнь.
Другие жители полагали, что золотой бык добровольно шёл навстречу смерти, чтобы вода жизни из Нила наполнила Египет.
Египет сохранил все символы: корабль мёртвых, быка, большую звезду Сэт и утреннюю звезду Гор. Они почитали всех животных, которые напоминали хоть чем-нибудь серп Луны.
Потом египтяне обратили внимание на Север, откуда веет ласковый ветер, а не знойный ветер пустыни. Они увидели на небе мириады звёзд, вращающееся словно гигантское колесо вокруг Северного полюса; они увидели среди неба сверкающее дерево, усыпанное звёздами и полную Луну на его ветвях. Когда полная Луна передвигалась среди ветвей дерева, тогда и приносил Нил свои воды. Люди стали приносить молитвы огромному «Льву полнолуния». Тогда люди молились и убивали животных, принося их
в жертву новым водам Нила.
Жители на побережье Нила начали испытывать ненависть к Сету. Они убедились, что он вместо благотворных вод приносил адский зной. Египтяне стали его боятся, имя Сета стало синонимом плохого. Он сделался олицетворением красной пустыни, летнего зноя, правители ада, не знающим милосердия, готовым к убийству жертвенного золотого быка. Сет приказывал убить быка.
Снова в представлениях египтян произошло изменение. Они поняли, что все боги на небесах вовсе не похожи на обитающих на земле, в море или на воздухе животных, а боги имеют человеческий облик. Старых богов в образе зверей стали изображать с телом человека. Только головы напоминали о древних религиозных представлениях египтян [25, как примеры].
Таким образом, получилось так, что готовые к жертве золотой бык, рыба или баран превратились в богочеловека, смерть которого приносила животворную воду, новое время и новую жизнь. С тех пор в Египте приносили в жертву множество людей. На алтарях текла человеческая кровь для того, чтобы земля стало плодородной – люди получили пищу, чтобы жизнь не погасала, а возродилась вновь [23].
К середине VI тысячелетия до н.э. в долине Нила начали складываться неолитические общины со своеобразными культурными чертами – будущей египетской цивилизации.
С ростом населения между отдельными общинами постепенно возникали вооружённые столкновения. Более сильные общины порабощали более слабых. Иногда несколько малых общин объединялись против крупного соседа. В результате начали образовываться примитивные прогосударства с укреплёнными центрами, в которых была резиденция правителя и храм местного божества.
К концу IV тысячелетия до н.э. существовало на севере около 20 таких городов-государств и на юге – 22. Но в результате борьбы за гегемонию одного правителя над другим и в интересах общей единой экономики в течение сотен лет в IV тысячелетии до н.э. сформировалось два государственных объединения: Северное (нижнее) царство и Южное (Верхнее) царство. При объединении прогосударств складывались многочисленные пантеоны божеств, боги в ходе объединения синкретизировались.
Два этих государства, очевидно, существовали долго. Их объединение произошло в результате борьбы – царь Южного Египта одержал победу над своим северным соперником в начале III тысячелетия до н.э.. Победитель – царь Менес - заложил новую столицу – Мемфис (греческое название). Город стал крупным политическим и интеллектуальным центром страны. Жрецы главного бога местного района (нома) Птаха разработали сложную мифологическую систему, в которой оказались многие философские и религиозные учения древности. Эти учения вошли в философию государств Месопотамии и Европы.
Доктрина мемфиских жрецов через учение греков о логосе попадает в христианство. В Мемфисе учились Демокрит, Платон, Эвдокс и Гиппократ.