Крысолов
них-то в монастыре и узнали о трагедии, разыгравшейся в горах. Аббат Аймо тут же собрал людей, нанял в ближайших селениях изрядное количество лошадей и мулов и двинулся вверх по тропе – спасать выживших. Но добраться им удалось лишь до Мартиниакума – выпавший в горах снег начал таять, и протекающая мимо крепости небольшая речушка Дра́нса, которая обычно представляла собой весело скачущий по камням журчливый ручей, в одно мгновенье превратилась в бурлящий мутный поток, в неукротимого зверя, бешено мчащегося вниз по ставшему вдруг тесным ему руслу, с яростным азартом сносящего на своём пути мосты, с грохотом волочащего на своём пенном хребте целые стволы деревьев и огромные каменные глыбы величиной с быка...
Из более чем двадцати тысяч юных паломников, прошедших в те дни через аббатство Святого Маурития, до лежащего по ту сторону Альп города Авгу́ста добралось не более семи тысяч. На многие и многие десятилетия перевал Врата Большого Святого Бернарда приобрёл дурную славу и именовался теперь не иначе как Проклятые Врата. Купцы и паломники предпочитали теперь сделать длинный многодневный крюк, чтобы преодолеть горы по соседнему перевалу Пепельная Гора, нежели соваться в печально известные места, где, как известно, вдоль всей тропы там и сям белеют отполированные снегом и ветром черепа и кости, а под ноги вместе с камнями то и дело попадаются стоптанные детские башмачки...
Лишь в первых числах сентября поредевшее святое войско достигло моря в районе Генуи. Глазам измученных путников предстала бескрайняя водная гладь, на которой невозможно было увидеть даже малейшего намёка на какие-либо отмели или обнажившееся дно. Дух юных крестоносцев был окончательно сломлен. Тщетно их предводитель призывал не сдаваться и продолжать движение дальше на юг – за ним последовало не более тысячи его наиболее верных сторонников. Остальные разбрелись по округе. Юношей местные жители охотно разбирали по домам в качестве бесплатной рабочей силы. Девушки тоже годились в прислугу, но большей частью оказались в публичных домах. Кое-кто повернул обратно домой, последние сведения о них приходили из южных предгорий Альп.
Пастуха Николу с отрядом, не превышающим пяти сотен человек, видели в конце месяца в районе Пизы, а в начале ноября – в окрестностях Неаполиса. Там его сопровождало уже не более ста юных крестоносцев. Проход через море так и не был найден и, поскольку начались затяжные дожди, ожидать его появления в ближайшее время уже не представлялось возможным. Отчаявшиеся пилигримы, бросив своего командира, который всё ещё верил в предсказанное ему чудо и рвался всё дальше на юг, повернули назад. Через две недели они достигли Ромы и даже смогли попасть на аудиенцию к папе Иннокентию. Неудавшиеся спасители Святой Земли пришли просить понтифекса освободить их от данного ими крестоносного обета. Святейший Отец, поблагодарив паломников за примерную веру в Бога и проявленную стойкость, тем не менее лишь дал им отсрочку от участия в священном походе до их совершеннолетия.
А следы пастуха-крестоносца Николы затерялись где-то на юге Италии. Более о нём никому ничего не известно.
Извещаю Вас Святой Отец, что после того, как Пилипп Август, сиятельный король Франции, священный поход отроков и отроковиц, что шли освобождать Землю Святую от неверных, высочайше не одобрил, многие из крестоносцев тех малолетних обратно по домам разошлись и в мысли той малодушно разуверились. Однако ж добрая половина из них, а то будет тысяч до десяти, и такоже предводитель их пастух Стефан из Клуа, короля Пилиппа Августа не послушали и путь свой в Святую Землю продолжили.
А что было далее, доношу до Вашего Святейшества со слов монаха брата Элии из Кортоны, что с войском святым до самой Массилии дошёл и лишь третьего дня назад вернулся, и мне правдиво о том путешествии поведал.
Итак, выйдя из Париса, пошли они на Лугдунум город. И по пути в Лугдунум, через земли разные проходя, молитвами и словом страстным, и примером своим доблестным многих и многих отроков и отроковиц, и других прочих, к ним примкнувших, сподвигли крест принять и с ними град Хиеросолим и Гроб Господень от сарацин освобождать в Землю Святую отправиться. Так что к Лугдунуму войско то опять тысяч до двадцати приросло, может и более. А за Лугдунумом пошли места разорённые, что за время войны с еретиками-катарами претерпели, и войско святое через то многие печали поимело, поскольку жило с подаяний и милостыни, и голод сильный сих кротких мучил и многих и многих из них в могилу свёл. И такоже болезней разного рода, тех, что от недоедания и слабости приключаются, на паломников Лукавый великое множество навёл, тако и через них не меньше, чем от голода лютого, поумирало. И через беды и напасти эти в землях Лингвадокских тех паломников до трети от их числа сгинуло, о чём с печалью великой Вас, Святейший Отец, извещаю.
Когда же на августовские ноны они наконец в Массилию пришли, то некоторое время в великой растерянности пребывали, поскольку воды морские, как о том предсказывали многие, пред ними не расступились, а чтоб чрез море в Землю Святую плыть, на то ни кораблей, ни денег, чтоб корабли те нанять, они не имели. И многие в отчаянье уже готовы были крест с себя сложить, когда Господь наш милосердный послал им двух купцов из Акко, которые им свои корабли для продолжения похода священного сами предложили, причём безвозмездно. А купцов тех звали Хуго Феррей и Виллельм Поскерес, ниспошли Господь сим добрым сердцем благодати Своей! И слыли купцы оные в Массилии людьми серьёзными и набожными, и в делах торговых толк знающими. И снарядили оные Хуго Феррей и Виллельм Поскерес семь больших кораблей, и на каждый корабль до тысячи отроков и отроковиц уместилось, и пропитанием их изрядным из расчёта на всю дорогу до Палестины купцы такоже снабдили из средств своих, после чего, молебен совершив, на Усекновение главы Иоаннеса Крестителя они с Божьей помощью в Землю Святую отплыли.
О том с радостью великой Вам, Святой Отец, сообщаю, ибо дело славное богоугодное, многия тернии преодолев, всё ж таки счастливо разрешилось, за что нам, грешным, Спасителя нашего Иезуса Христа и с апостолами Его и со всем Его войском небесным благодарить нижайше следует.
Писано в Карнутуме, VI Ноны Октября, год Воплощения Господнего MCCXII.
Но епископ Карнутумский Ренард не ведал о том, что случилось со святым войском далее.
Спустя два дня с момента отплытия из Массилии, на траверзе Сардинии, корабли попали в сильнейший шторм. Два из них были выброшены на скалы возле острова Святого Петра и размолоты в щепу. Немногих, добравшихся до берега вплавь, ждала страшная участь: остров был необитаемым, и добыть пропитание среди его скудных скалистых ландшафтов для неопытных слабых детей не было никакой возможности. Поэтому спасение из бурных вод лишь несколько отсрочило их неминуемый конец, превратив его хоть из страшного, но быстрого в медленный и мучительный...
Спустя двадцать лет тот самый Хугулино Сеньи – племянник папы Иннокентия и его первый капеллан, в дальнейшем кардинал-епископ Остии, декан Священной Коллегии кардиналов и особо доверенный папский легат – будучи уже сам Великим Понтифексом, папой Григорием Девятым, приказал построить на острове Святого Петра в память о погибших детях церковь Новых Невинных...
Остальные корабли, пережив бурю, продолжили свой путь, однако отнюдь не в Святую Землю, а к африканскому побережью, в сарацинскую Са́лду, где предприимчивые купцы Хуго Феррей и Виллельм Поскерес с большой выгодой для себя продали юных крестоносцев именно тем, от кого эти наивные души как раз и плыли освобождать Гроб Господень.
Впрочем, несколько десятков наиболее красивых юношей и девушек Хуго Феррей и Виллельм Поскерес расчётливо попридержали для Алекса́ндрийского рынка, где их с большой охотой приобрёл для своего гарема султан Египта великий Аль-Адиль Сайф ад-Дин.
И вновь задуманное Святейшим Отцом папой Иннокентием сбылось для общего блага. Поскольку никто, как он, не умел направить убыль малого на пользу большого и из искры неявной возродить пламя великое негасимое!
Ибо сказано царём Са́ломоном: «Плодородное множество нечестивых не принесёт пользы, и прелюбодейные отрасли не дадут корней в глубину и не достигнут незыблемого основания» (Прем. 4:3)
И значит: «Не желай множества негодных детей и не радуйся о сыновьях нечестивых. Когда они умножаются, не радуйся о них, если нет в них страха Господня» (Сир.16:1)
А потому: «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс. 33:11) и также: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14)