А.А. Соламес. Человек, религия и психиатрия (наблюдения, гипотезы и опыты)
«Мышление - великое достоинство, и
мудрость состоит в том, чтобы говорить
истинное и чтобы, прислушиваясь к
природе, поступать с ней сообразно».
Гераклит
Введение
Большинство современных людей воспитаны в школах, учебные программы в которых были построены на материалистических воззрениях. Автор стремился использовать и сопоставить знания, полученные на основе философий материализма, идеализма и различных религий, для раскрытия темы, предложенной в настоящей книге.
Знание многообразно. Знание представляет собой результат работы сознания в человеческой деятельности. В итоге изучения и осознания объекта – объект может отражаться в знании. Потом знание будет нести образ объекта. Эта способность знания нести в себе образ объекта позволяет объединить всё многообразие форм знания об объекте.
Например, такой объект как небо является предметом астрономии, древнегреческой космогонии, религиозных и магических учений, астрологии, космобиологии и современных представлений. Благодаря предметному объединению самых разных форм знания мы становимся обладателями всех сведений о небе, которые когда-либо были получены человеком.
Описание многообразия знания не было бы таким острым и трудным делом, если бы исследователь на каждом шагу не сталкивался с разного рода сходствами, не вынужден был бы проводить неожиданные аналогии между, казалось бы, диаметрально противоположными формами знания – физикой и теологией, психологией и астрологией, математикой и искусством, техническими науками и магией, политической философией и мифологией.
Возникает сразу величественная картина единства и многообразия познавательной культуры в её историческом развитии. Предметное единство знания хорошо дополняется методологически. Так налицо сходство аппаратов астрономии, космобиологии и современной космологии, использующих математические методы описания и систематизации фактов.
Знание порождается не только собственно познавательной деятельностью. Возникают и существуют также практические, духовно-практические и теоретические знания.
Практическое знание говорит о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, а духовно-практическое знание учит тому, как следует относиться к этому миру, другим людям и самому себе.
Теоретическое знание вырастает из исследования. Это знание существует в формах идеологии, философии, теологии, науки. Исследовательская деятельность также осмысливает результаты своего прошлого развития.
Процесс познавательного поиска рискован и индивидуален – познающий разум продвигается к истине при помощи «ряда относительных заблуждений» (Ф. Энгельс). Мятущийся, страдающий, заблуждающийся разум, погружённый в бесконечный поиск – это и есть тот самый свойственный человеку разум.