А.А. Соламес. Человек, религия и психиатрия (наблюдения, гипотезы и опыты)
Особо следует остановиться на мифе, отнесенном к теоретическому знанию. Замечательную шутку сыграл с людьми придуманный ими миф: исчезнув – он сохранился, будучи выдумкой – стал реальнее любой реальности, эфемерный продукт человеческой фантазии – он продолжает оказывать отнюдь не фантастическое воздействие на всю жизнь. В мифе бессмыслица мгновенно обретает смысл – стоит только признать, что так было и так произошло. Мотивировки и объяснения не нужны, а потому любая фантазия сразу же обретает реальность на основе простого доверия к говорящему. Если это доверие – лишь условность, элемент игры, - перед нами художественное произведение. Если это доверие – безусловная данность, - перед нами живой миф.
Между этими крайностями сосредоточено всё огромное разнообразие художественно-мифологической действительности, в которой всё возможно, но и всё разумно, как бы рационально. Миф – всемирно-историческое явление, поэтому это заставляет относится к нему серьёзно. При научном подходе к мифу люди получили о себе массу знаний. Исследуя миф, человек лучше узнаёт своё детство и может лучше разглядеть своё будущее.
Как проникнуть в сущность мифа, как объяснить происхождение мифического сознания? Много объясняет работа Сигизмунда Шломо Фрейда (1856-1939) в психиатрии, открытии природы бессознательного. Построив психоаналитическую терапию он перешёл к объяснению всей человеческой истории из бессознательного. Мифология «Тотема и табу» происходит из особенности мифологического мышления, названного самим Фрейдом очень точно – рационализация. «Ввести в разум что-то поначалу ему не доступное, увидеть порядок там, где непосредственно созерцать его не возможно, не слишком далеко отступая при этом от живой чувственной сферы – всё это и значит создать миф», - сказал Фрейд.
Миф – это прежде всего первая форма сознания, отделившегося от практики.Правда, мифологический образ мыслей предполагает и мифологический образ действий человека в мифологическом мире. В дальнейшем миф становится олицетворением единства мифотворческих установок человека родового общества, который в любых связяхвещей,животных и людей видит генеалогические, родственные, родовые связи. Здесь миф близок религиозному мировоззрению, а часто и сам превращается в религию1 (во всяком случае, современная религия имеет свою мифологию). Миф вляется схемой магического действия, которое нередко сводится к проговариванию мифа. Магия лежала у истоков религии [4].
1Религия (religare) – связывать. Связывать мир внутренний человека с внешним миром.