Мотовозик до Жукопы
Виктор Петров
Мотовозик до Жукопы
Эту поездку в Жукопу зимой 1973 года помню ярко до сих пор, была она насыщена событиями совершенно неординарными.
Работал я тогда вторым секретарём Андреапольского райкома комсомола. В Жукопу ехал впервые. Экзотика началась с первых шагов, ведь обычной дороги туда не было – ни железной, ни автобусной. Единственный транспорт – маленький мотовозик с двумя или тремя вагончиками, добирающийся по узкоколейке. Всё время казалось, что раскачивающийся во все стороны этот ненадёжный транспорт вот-вот сойдёт с рельсов, и мы окажемся в сугробе. Тем более что попутчики говорили об уже бывавших подобных случаях.
Но всё обошлось. Заехали в посёлок лесорубов – Забежню. Встретил нас начальник лесоучастка Борис Петрович Арефьев, колоритный мужчина, делегат одного из партийных съездов и, как оказалось впоследствии, мой земляк. Я знал его отца, человека недюжинного здоровья, ходившего босиком до самых морозов и дожившего более чем до 90 лет. Его силу и стать унаследовал и сын. Говорили, что он в одиночку охотился на медведя и одолевал его. После одной из таких схваток он стал слегка прихрамывать. Что и как там было? Никому не известно, сам Арефьев никогда об этом не заговаривал.
В Жукопу добрались заполдень. В мою обязанность входил контроль за политической учёбой молодёжи. Пропагандистом в этой сети был Михаил Александрович Казекин. В тот период он работал техноруком на лесоучастке. Тогда же познакомился ещё с двумя незаурядными людьми: директором школы Галашихиной и директором совхоза Сороколетовым. Создавалось впечатление, что такие сильные характеры выковывались именно в таких суровых местах. Быт лесного посёлка к тому располагал.
Дела закончил, день двигался к вечеру. Когда стал выяснять, оказалось, что домой ехать не на чем. Транспорт ожидался только назавтра к утру. Заночевать можно было в местной гостинице лесорубов. Заведующая гостиницей по фамилии Дивакова, она же и уборщица, и истопник, и кассир, и повар этого заведения в одном лице, считая неразумным обслуживать единственного клиента, пригласила меня на ночлег домой. Я был приветливо встречен её мужем, накормлен ужином, за чаем побеседовали.
Наутро выяснилось, что бушевавшая ночью метель перемела узкоколейку во многих местах, поэтому мотовозика сегодня не будет. Пришлось остаться. Сходил в школу, в совхоз, а на ночлег – опять к Диваковым. Располагаясь на ночь в тёплом доме, не мог и предположить, что через несколько часов буду убегать отсюда, одеваясь на ходу.
За то время, пока я мирно спал, произошли следующие события: через заносы пробился-таки какой-то тепловоз с одним вагоном, привёз большую бригаду молдован-лесорубов и зарплату для рабочих лесоучастка. Изрядно там нагрузившийся Диваков, вернувшись домой к часу ночи, напрочь забыл, кто я такой и что мы вчера с ним мирно беседовали за семейным столом, и схватился за топор по причине ревности. Доночёвывал я в гостинице, которая уже была полна молдавских рабочих.
А утром следующего дня я понял, что мои приключения ещё не закончились. Мой непосредственный начальник, первый секретарь райкома комсомола Александр Рачеев сообщил, что мне срочно нужно этой ночью выехать в Тверь в командировку. Но пути на узкоколейке так и не расчистили. Казекин предложил, как вариант, – попытаться добраться на перекладных. Из Жукопы мотовоз шел на лесную делянку, а там, если повезёт, будет мотовоз на Андреаполь. До делянки-то я доехал, но никакой другой мотовоз не пришёл, видно, тоже где-то застрял. Рабочие посоветовали мне выдвигаться по узкоколейке пешком, если транспорт догонит, то мимо не проедет, подберёт.
Вам приходилось когда-нибудь ходить таким проспектом? И слава Богу, что не приходилось. Если бы не мосты, ещё всё бы было терпимо. Я приноровился и шагал по узкоколейке довольно споро. Но мосты, затянутые снежным пологом настолько, что угадать, где шпалы, а где пространство между ними, совершенно было невозможно, стали серьёзным испытанием. Я и не подозревал, что в моём словаре скрывался такой запас ненормативной лексики. Сам себе дивился, откуда я их столько знаю, когда с маху проваливался в дыру между шпалами одной ногой. Ушибы на голенях и бёдрах – полбеды. Основной удар при этом понятно на какое место приходился. А мостов за двадцать километров проделанного мной до Андреаполя пути попался не один десяток. Вот и судите сами, могу ли я забыть первое знакомство с Жукопой, маленьким поселком лесорубов.
Самое интересное, что жукопская история имела продолжение. Лет через десять-пятнадцать в вагоне поезда Великие Луки – Москва я встретил молодую женщину с двумя прелестными детишками-метисами. Разговорились, оказалось, что это дочь тех самых жукопских Диваковых. Она училась в Москве, вышла замуж за студента из Сирии. Он, молодой специалист в области физики высоких технологий, после обучения вернулся домой. Так наша девушка из глубинного посёлка лесорубов оказалась в экзотической стране. Там родились двое её сыновей. Мальчики свободно говорили на двух языках. Теперь, когда в тех местах неспокойно и многие берут в руки оружие, я часто вспоминаю о них и думаю: на какой же они, потомки наших жукопчан, стороне?