Мотовозик до Жукопы

Валерий Линкевич

Преданья старины глубокой

    Известный историк Сергей Соловьёв в одной из своих работ писал: «Скажи нам, с кем ты знаком, и мы скажем тебе, кто ты таков», – то к целому народу можно обратиться со следующими словами: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем тебе, кто ты таков». А история каждого народа включает в себя, помимо обоснованных научных данных, ещё и индивидуальный этнический код – огромное культурное наследие. Это – обычаи, предания, легенды, сказки, песни, танцы, традиции, обряды, быт и многое другое. Я расскажу сегодня о преданиях и легендах родного края.

   Россия издревле – страна в стране. Огромное лесное пространство с разбросанными в нём городами. Вокруг каждого – скопление деревушек, и снова дремучие леса. Несомненно, всё это наложило отпечаток на быт и жизнь людей. Кто-то сказал, что характер русских похоже на течение русских рек. А какие же легенды и предания типичны для нашего края? Куда ведёт эта путеводная нить?

   Одни из самых распространённых легенд у нас – связанные с нечистой силой. Приведу примеры некоторых из них. Вот легенда, записанная со слов уроженца деревни Старая Жуковского сельсовета Егора Гавриловича Гаврилова.

   «Между деревнями Новой и Старой у дороги находились покосы мужиков. Вот один хозяин возвращался из гостей по этой дороге в позднюю ночь. Дело было летом, и ночь стояла лунная. Мужик шёл немного навеселе и проходил как раз эти покосы. А на лугу виднелась большая копна.

   Поравнялся мужик с нею и вдруг услыхал, будто шевельнулась она. Он внимания не обратил да и идёт себе дальше. И чудится ему, словно кто-то крадётся за ним. Обернулся хозяин да и обмер: догоняет его копна.

   Мужик перекрестился, прибавил шагу, а копна не отстаёт, тоже припустила. Мужик бегом – и копна всё ближе и ближе. На счастье мужика, недалече была речка с мостом, а за ней уже и деревня. И только успел хозяин перебежать мост, как копна проговорила человечьим голосом: «Радуйся, что успел», – да и упала в речку. Хозяин мигом протрезвел, перекрестился да и побежал до дому».

   В этой легенде можно увидеть отблески зари Руси – дремучие языческие времена, когда рядом с человеком «проживали» берегини, оборотни и другие таинственные существа. Человек преобразился в столетиях, но тот дух тревожной неизвестности до сих пор в нём присутствует. А ещё в этих легендах, при кажущейся их простоте, – своеобразная борьба добра и зла. Кстати, о русских говорят, что они – наполовину язычники, наполовину христиане. Таков быт и характер русских. Такая уникальная уживчивость двух различных стихий, двух верований прослеживается в фольклоре.

   Вот ещё одна легенда, где языческое существо-оборотень противостоит православному кресту. Записана она со слов одной из жительниц деревни Старая.

    «Когда молоды-то были, помню, пошли мы однажды в ночное. А была тогда конёвщина, лошадиный праздник. Собрались нас восемь девушек да трое парней. Ночь стояла лунная, очень светла была. Рядом с дорогой – берёзовый лес.

    Вот вышли мы из деревни, слышим, вроде где-то песни да кони ржут. Кто-то и говорит: «То хуторские, наверное. Пойдём к ним». Ну, остановились мы, парни костёр разожгли, да так и остались, а мы, восемь-то девушек, пошли на голоса.

    Вот идём по дороге – и вдруг прекратились песни, и ничего не слышно. А луна светит так, что всё видать. Идём дальше – топот послышался, да бежит прямо из березняка конь. Уздечка вся в клёпках серебряных, да седло богатое, да каждый ремешок тоже в серебре, как у цыган, знаешь. «Ой, девки, это, наверное, Фёдора хуторского конь. Давайте поймаем». Ну, дело молодое, смеёмся, визжим, да и окружили того коня. А у него глаза так и бегают, так и бегают. И дикие, как у бешеного.

    Начали ловить, а он не даётся. Только мы к нему – он в другую сторону. Тут уж догадались мы, что за конь это. Отскочили от него да сейчас же перекрестились. А конь заржал тут по-страшному, стал на дыбы – да в лес. И только успел скрыться, как ни топота, ни ржания больше не слыхать стало. А старые-то потом говорили: коли увидишь такого коня, сними крестик нательный да ударь им по нему трижды. И рассыплется тот конь в золото…».

    Распространены легенды, в которых присутствует непременный персонаж любых «нечистых» историй – чёрт. Вот один из таких рассказов, записанный со слов механизатора колхоза имени Кирова Владимира Ивановича Копейкина.

    «В деревне Игнатово поселился в бане у одного хозяина чёрт. Ну, мужик долго думал, как его вывести. Поговорил со своим кумом, да вместе и надумали.

    Взяли они да к окну баньки прибили гвозди остриём вверх. Потом к вечеру подвыпили вдвоём с кумом да, перекрестившись, взялись за дело. Нагрели воды и пошли к бане.

<=

=>