Мотовозик до Жукопы
Кум дверь открыл, а мужик плеснул внутрь кипяток. Тут заревел в бане да бросился к дверям чёрт. С кумовей весь хмель сошёл сразу. Налегли они на дверь, а лапы всё же чёрт успел вставить, за липицу схватился. Мужики крепко налегают, ему больно. Опять заревел да и бросился к окну. Так лез, что на окне кровь и шерсть остались, о гвозди ободрался. А на липице следы от когтей, полосы».
Много легенд нашего края связано с сопками – древними курганами-захоронениями. Они потеряли в веках смысл своего предназначения, и крестьяне старой России мало представляли себе своих предков, великие народы, проживавшие здесь и давшие Руси её историю. Сопки в сознании деревенских мужиков виделись хранилищами древних кладов. Такое представление о них сохранилось местами и до сего дня.
Сопки неоднократно разрывались, естественно, в них ничего не находили, но воображение и неутолённый дух давали пищу фантазии, облачая реальное в мифологическую плоть. Вот два варианта легенд о сопках. Первая записана со слов В. И. Копейкина, вторая – в деревне Старая.
«Пошёл мужик в лунную ночь копать сопку. Копал, копал и вырыл котёл золота. И слышит голос: «Если дотащишь золото до дому один – всё твоё будет. А коли позовёшь помощников – ничего не получишь».
Вот тащит мужик котёл и прошёл уже полдороги. А котёлто тяжёл. Решил всё-таки сходить за помощью в деревню. Оставил котёл на дороге, пошёл и позвал брата. Приходят они обратно – нет котла. А когда подошли к кургану – будто и не разрывал его никто».
Как видим, в большинстве подобных легенд присутствует элемент лунной ночи, луны, полнолуния. Как говорится, время самого разгула нечистой силы.
«Рядом с маяком, недалече от деревни, есть курганы. Вот один мужичок пошёл к ним, да отрыл бочку золота. Дотащил он золото до дому, но с тех пор потерял покой и сон. Ходит невыспавшийся, хмурый. Родные и спрашивают у него: «Чего приуныл-то?» И отвечает мужик: «Вторую ночь ко мне лукавый приходит, спать не даёт. Чего, говорит, моё золото забрал? Отнеси на место. Отнеси да зарой».
На третий день не выдержал мужичок, отнёс бочку да зарыл на прежнем месте. С тех пор прекратились ему видения, и оправился он».
Помимо легенд с мифологическими персонажами, в каждой местности распространены так называемые исторические легенды. Эти предания имеют под собой историческую почву. В основном их действительные факты. Но при всём при том это – всего лишь часть народной культуры, плод фантазии, содержащий больше вымысла и сказки, нежели реальности. Хотя неутомимый исследователь сможет разгадать и смысл, и форму некоторых таких преданий. Кто знает, может быть, и в самом деле тайны края раскроются, если внимательно присмотреться к легендам?
В музее Жукопской школы хранится деревянный туесок, из которого, по преданию, отмеряли зерно лошадям наполеоновских солдат. Маргарите Никитичне Галашихиной, хранительнице музея, туесок передала и рассказала связанную с ним историю лет десять назад одна из старожительниц Жукопы.
Вы спросите, как могли солдаты Наполеона оказаться в нашем медвежьем углу? А как у нас оказалась «Печать Войска Донского», найденная на школьном огороде? История полна таких загадок. Но вернёмся к конкретным легендам.
Среди исторических есть легенды об ушедших под землю поселениях, церквах, кладбищах. Всем известно «Сказание о граде Китеже». Таких «китежей» на русской земле – на Смоленщине, Псковщине, Новгородчине и у нас – известно очень и очень много. Все события вполне объяснимы.
Подземные пласты из известняков в этих местностях имеют пустоты, в иных случаях заполненные водой в результате даже незначительных подвижностей возможны провалы. Структура же местности позволяет быстро и незаметно залечиваться подобным ранам.
Легенды такого рода приходилось слышать в д. Заозерье Жуковского сельсовета (ушла в озеро часть кладбища), в Церковище, Велье, Козлове (ушедшие под землю церкви). Иногда в сказаниях присутствует тайный элемент, например, слышимые время от времени колокольный звон, молебен, песнопение.
Непосредственно исторические предания охватывают тот или иной промежуток времени из русской истории. В целой группе деревень Хотилицкого сельсовета (Спиридово, Горки и др.) известна легенда о воронинских кузнецах. Записана она со слов В. И. Копейкина.
«В деревне Воронино находилась кузница, при которой жили «народники». Они ковали оружие и перековывали золотые и серебряные вещи и слитки. Вот царь узнал про кузницу и послал туда войско. А барин из Горок успел предупредить тех (да потом вместе с ними и скрылся). И была у них одна ночь. Что могли увезти с собой – отложили, а остальное свезли на озеро и там потопили».