Мотовозик до Жукопы

20.05.
    В город приехал Жириновский – лидер ЛДПР. Хотел было пойти на встречу, а потом расхотел. Да ну его…

    Г. Газданов. «Вечер у Клэр». Сборник. Особенно понравились «Ночные дороги». Но, в общем-то, здорово всё: и язык, и характеры, и какая-то не болезненная нотка обречённости, и масса и масса чудесного во всём. Так, наверное, могло писать только поколение, которому не страшно было умирать (потому, что ли, что жизнь была страшнее; а её надо было прожить, хотя бы для того, чтобы были свидетели и остались свидетельства).

01.06.
    Школа. Экзамены. Чувство такое, что всё, что мы ни делаем, всё – липа. И всё от безысходности. Ни малейшего проблеска, только какие-то, довольно-таки неуверенные, намёки на него, а скорее – лишь ожидание его. Учитель скован нищенской и часто не выплачиваемой вовремя зарплатой. Приусадебные участки – «дачи» – жесточайшая необходимость – плантации, где и плантаторы, и рабы – сами же хозяева, – вкалывают как проклятые, чтобы обеспечить себя хотя бы овощами-фруктами. Основная работа не кормит. Основная работа после такого «отдыха на даче» – фикция. О каком же творчестве учителя здесь можно говорить. Государство просто издевается над учителями, витийствуя о творчестве. И масса ненужной бумаги и ничего не значащих отчётов. Неслучайно многие уходят из школы.

    А дети?! Разве их заманишь тем, что их потом не обеспечит – знаниями? Нищенство их не привлекает. Да и какого нормального человека это может привлечь. Поэтому их идеалы вне сферы знаний: естественнонаучных, гуманитарных, эстетических, этических. Государство же не слепо. Ведь этот раздрай бумерангом ударит по тому же государству. Пусть не сейчас. Но пройдёт десяток лет и много вернуть, восстановить не удастся.

   Каким же всё кажется безнадёжным и пустым. И какое же здесь можно найти удовлетворение.

13.06.
    Был на турслёте. Первый день отпуска.

    Эстафетные этапы турслёта подсуживают, причём так заметно и ненавязчиво глупо, в пользу 5-й школы. Для чего? Чтобы они поехали на областной турслёт? Ну, если у них хорошая спортивная база, пусть едут; причём здесь места на районном турслёте. А если нет, то обеспечьте всем необходимым того, кто честно выиграл, и пусть они едут на областной; а после можно всё забрать назад. Это по крайней мере честнее по отношению к детям. После такого судейства детей калачом не заманишь на любые соревнования.

    От подлости и пустоты – тошнит. Напиваться не хочется. Ещё острее боль. Единственное нормальное желание – увидеть, чем эта вакханалия закончится, и хоть как-нибудь помочь ей побыстрее закончиться.

28.06.
    Стефан Гейм. «Агасфер». Гессе Г. «Синддхартха».

    Противоборство Агасфера (и Люцифера) и Христа – основная тема. Кто же прав? Может быть, тот, кто проповедует ницшеанскую свободу в силе и рабство в бессилии? Или Иисус? Или и тот и другой правы (как всегда правы два противоположных полюса одного и того же мира), содержа в себе всю полноту бытия.

30.06.
    Еду с дачи. На остановке автобуса, что на повороте на Прутню, мужичок в потёртых ватниках (хотя жара страшная) и в засаленной рабочей куртке.

   – Пётр и Павел на час день убавил… А Илья Пророк – два уволок.

   И больше ни слова. Поговорили.

***

    Г. Гессе. «Август». Логическое продолжение и развитие Циннобера. Выход из тупика (?). Антиномия гофмановскому герою (?). Как всё-таки ограничен круг проблем, вокруг которых вращается настоящая культура.

06.08.
    Полоса белая. Полоса чёрная. Как надоела эта двуполосица…

   «Новые русские»… Теперь появилось ещё одно странное – «старые русские».

   Живи «день за день; нынче, как вчера» – и прослывёшь «старым русским». Сядь в чичиковскую бричку и щёлкни кнутом – станешь «новым русским». А я хочу быть просто русским, не спеша делать своё дело, то есть не суетясь, не идя по головам. Но сейчас это почти невозможно. Чувство, как будто иду на дно, как камни Атлантиды.

16.09.
    Крутятся в голове строчки стихов, мелодий. Порой не лучшие строчки и мелодии. Как будто память отбирает из всего сора всё самое необходимое и лучшее. Но – странно: лучшее, если сразу же не запишешь, разрушается и исчезает; ерунда же – хочешь или не хочешь – остаётся надолго и мучит с навязчивостью овода память и нервы. Почему так? А может, «лучшее» – это иллюзия?

<=

=>