Мотовозик до Жукопы
Государственные реформы Иоанна IV
Прежде всего, надо отметить, что, начиная свои реформы, Иоанн Васильевич опирается на широкие слои населения. Разработанный по его поручению единый «Судебник» принимается на Соборе в 1550 году, то есть ему был придан публичный характер. Этот документ стал сводом действующего права. Чуть позже, в 1555 – 1556 годах появляется «Уставная книга Разбойного приказа», которая содержит нормы уголовного права и процесса. Однако исполнение законов, права суда оставалось на первых порах за княжатами и кормленщиками. Н. А. Захаров пишет: «Отдавая в управление какую либо волость, князь уполномочивал назначенного администратора собирать в его пользу доходы, а себе брать за труды ту или иную часть – это создавало “кормления”. Кормленщики часто увеличивали причитающуюся им часть, обременяя население поборами, и Верховная царская власть для борьбы с этим злом не применяла мер публично-правового характера, ревизии или контроля, предоставляя населению самому возбуждать путем челобитных преследование своих корыстных администраторов. Но, несмотря на все взыскания, налагаемые царями на своих корыстных слуг, недовольство ими в царствование Иоанна IV достигло высшей своей точки, и вот тут царь идет навстречу населению. Сначала даются в той или другой волости права собственного суда и самоуправления, а затем последовала полная отмена кормлений указом от 1555 года. Параллельно с кормлениями начинает возникать практика раздачи земли за службу. Но пожалование такое давалось условно, а именно до тех пор, пока пожалованный служил царю, то есть, говоря иными словами, оно носило характер аренды».
В соответствии с реформой происходила замена кормлений выборными земскими и губными учреждениями. Таким образом, Иоанн IV, по-видимому, пришел к выводу, что кормления принципиально расходятся с задачами укрепления самодержавной власти и централизации государства, которая нуждалась в поддержке народа. Особенно это требовалось в судебной области. Новые учреждения выступали здесь как суды первой инстанции с правом решения ограниченного круга уголовных дел. Эти учреждения создавались на местах – уездах и волостях – на основе представительства от различных групп населения. Во главе их стояли выборные головы (губные старосты) из дворян. Они обладали административной и судебной властью. Для выполнения своих функций голова получал штат подьячих и целовальников из числа крестьян. В черносошных и дворцовых волостях и городах население выбирало земского старосту, земского дьяка и целовальников.
Задачи новых учреждений сводились, прежде всего, к поддержанию правопорядка – борьбе с «ведомыми лихими людьми», к сбору налогов и исполнению государственных повинностей. Встроенные в вертикаль власти земские и губные органы самоуправления были призваны обеспечить функционирование государственной власти в низовом звене. Это было одним из проявлений сословно-представительной монархии, оформление которой приходится на годы правления Иоанна IV.
Однако реформы касались не только местного, но и центрального управления государством. Освобождаясь от местных дел, власть сосредоточила свое внимание на делах государственных, которые оформлялись в форме «приказов».
Первый и самый видимый итог административных реформ – начало интенсивного приказного строительства, в процессе которого возникает система приказов. В нее входят: Посольский приказ, в ведении которого была внешняя политика Русского государства; Поместный приказ контролировал оборот земли – материальную основу службы; военные и административно-управленческие функции сосредоточивались в Разрядном приказе; организацией службы стрельцов и пушкарей занимались Стрелецкий и Пушкарский приказы; сыскные задачи были связаны с деятельностью Разбойного и Земского приказов; организацией перевозок, службой ямщиков, организацией ямов или позже почтовых станций ведал Ямской приказ, на его основе функционировала и почтовая связь; для работы с жалобами населения был создан Челобитный приказ.
Появление приказов отражало потребность в создании центральных исполнительных органов с устойчивым штатом высокой компетенции. Приказное строительство продолжалось несколько десятилетий, но в результате проведенных Иоанном IV реформ приказы оформились как система.
Однако создание этой системы встретило сопротивление княжат и бояр, которые лишались своих привилегий. Для преодоления этого сопротивления Иоанн IV был вынужден ввести опричнину. «Власть царя опиралась на специальный опричный корпус, выполнявший функции личной охраны царя, органа политического сыска и непосредственного карательного аппарата… Социальной опорой опричнины было мелкое дворянство… Значение опричнины нельзя определять однозначно. Опричнина существенно подорвала экономические и политические позиции княжеско-боярской аристократии, укрепив тем самым царскую власть и способствуя ликвидации удельно-княжеского сепаратизма. Но ее проведение сопровождалось колоссальным разорением многих земель…».
Таким образом, авторы признают, что опричнина была необходима для формирования государства, без нее просто не удалось бы государственное строительство. В то же время последняя фраза – явная дань традиции, созданной Н. М. Карамзиным. Как мы помним, Алексеев писал, что крестьяне «заказаковали» в результате боярского беспредела. А за время правления Грозного Царя население выросло на 30 – 50%, причем к смертной казни было приговорено, заметим – по суду, менее 4 тысяч человек, включая уголовников. Таким образом, реформы Иоанна IV привели к серьезным переменам в государственном устройстве Московской Руси. Изменились не просто отдельные нормы права или учреждения – перемены коснулись всей совокупности отношений и властных институтов. Сама иерархически выстраиваемая структура управления усложнилась и одновременно стала более действенной, что сказалось на всех сторонах жизни государства.