На картах не значится

    Пока я тут излагал историю про пианино, в моей голове крутилась навязчивая мысль о том, что нечто подобное, также связанное с подъёмом непомерных тяжестей, в моей орловской жизни уже случалось. Причём случалось неоднократно. Чуть ли не регулярно. И я вспомнил! Я вспомнил, как мы подвешивали на самолёт бомбы.

  Дело в том, что наш многофункциональный сверхзвуковой истребитель был настолько многофункциональным, что, кроме всего прочего, был приспособлен и к работе по наземным объектам. Мы не бомбёры и не штурмовики, и задача уничтожения наземных целей остаётся для нас, лётчиков-истребителей, по важности не второй и даже не пятой, но, тем не менее, работать по земле мы должны были уметь, и после получения основных навыков борьбы с противником воздушным нас стали обучать и борьбе с противником наземным. А одним из средств уничтожения наземных объектов, наряду с пушкой и с различного вида управляемыми и неуправляемыми реактивными снарядами, как известно, является старая добрая бомба.

     Бомбы бывают разные. В учебных целях мы обычно использовали самые маленькие из нынешних бомб – калибром 75 кг. Но время от времени нам подвозили и «сотки», и «двухсотпятидесятки», и даже «пятисотки». Зависело это от того, на какие бомбы вышел установленный срок хранения. Да-да, у бомб, как и у кефира, тоже есть свой срок хранения. И когда у бомбы, хранящейся на складе, этот срок подходит к концу, то такую бомбу положено утилизировать. По установленной методике делать это муторно, долго и, главное, дорого. Поэтому в наших славных военно-воздушных силах (а я подозреваю, что и не только там) установилась добрая традиция: боеприпасы с вышедшими сроками хранения «закапывать в землю», то есть применять их по назначению. Боеприпасов у нас в стране накоплено много, делались они, по большей части, давно, так что армейским полигонам простаивать никогда не приходилось.

      Так вот, о подвеске бомб на самолёт. Если ты, дорогой мой читатель, увидишь когда-нибудь в какой-нибудь военной кинохронике или, скажем, в художественном фильме о буднях защитников Отечества сюжет о том, как вешают бомбы на самолёт с помощью механических или, тем паче, гидравлических приспособлений, то можешь смело доставать из авоськи тухлые яйца и метать ими в экран. Ибо тебя дурят, причём дурят беспардонно и внаглую!

   На самом деле в российской авиации эта увлекательная процедура традиционно – наверное, ещё со времён Нестерова и Арцеулова – выполняется вручную. Хотя, пардон, Нестерову и Арцеулову вешать бомбы на самолёт, конечно, было ни к чему: в те времена – времена летающих этажерок – бомбы были такими, что лётчики спокойно клали их по несколько штук в карман своей лётной куртки. Нам же, в отличие от прославленных русских авиаторов, вешать бомбы и ракеты на самолёт приходилось довольно часто. И если со стокилограммовыми и даже с двухсотпятидесятикилограммовыми «железяками» больших проблем не возникало, то «пятисотка» всегда стояла особняком.

     Я вспоминаю, как мне довелось цеплять эту «дуру» на самолёт в первый раз.

   Это было во время учений. Поступила команда снарядить самолёты «четвёртым боекомплектом». А это у истребителей как раз и есть бомбы.

   Когда мы, лётчики, приехали с эскадрильского командного пункта в зону рассредоточения, то увидели, что под каждым из наших «бортов» лежат по две необычно большие бомбы, в которых мы без особого труда опознали хорошо известные нам по теоретическим занятиям ФАБ-500. Технический состав к нашему приезду успел сгрузить бомбы с машин, сбить с боеприпасов деревянную тару и раскатить полутонные «чушки» по самолётам. Оставалось самое интересное – подвесить бомбы на самолёты.

     Для особых ценителей фортепьянной музыки сообщу, что пятисоткилограммовая бомба отличается от пианино тем, что она, во-первых, в полтора раза тяжелее, а во-вторых, – в четыре раза компактнее (всё-таки железяка есть железяка). Поэтому поднять такую «гирьку» голыми руками – задача из области нереальных. Но, как известно, против лома нет приёма. В случае с пятисоткилограммовыми бомбами роль такого лома исполняли две четырёхметровые стальные трубы. Их подсовывали под нос бомбы и под её стабилизатор и, взявшись по четыре человека за трубу, поднимали. Сложность заключалась в том, что бомбу надо было не просто поднять, но ещё и попасть её «серьгами» в прорези замков балочного держателя, закреплённого на самолёте. Поэтому девятый человек – со специальным ключом для закрытия замка – исполнял роль направляющего.

     Выглядело это так. На «раз-два – взяли!» бомбу отрывали от земли и поднимали до уровня балочного держателя. После чего направляющий начинал громко командовать: «Правее, ...ля!.. Левее, ...ля!.. Назад, ...ля!.. Вперёд, ...ля!.. Выше, ...ля!.. Ниже!..», а вся группа из восьми человек изображала вокруг него ритуальный танец первобытных охотников, радостно держа на весу полутонную махину, как добытого на охоте мамонта. Это нерядовое действо вызывало порой у сторонних наблюдателей невольные ассоциации с номером провинциального солиста-эстрадника, выступающего на сцене со своей группой подтанцовки. Длительность «танца» напрямую зависела от профессионализма направляющего и физических кондиций «охотников». Но в конце концов щёлкал замок, и «мамонт» оказывался подвешенным под самолётным фюзеляжем.

     Ещё сложнее было со второй бомбой. Дело в том, что расстояние между балочными держателями на нашем самолёте небольшое, и первая, подвешенная, бомба мешала вешать вторую. «Носилки» приходилось ставить под углом. Бомба на них лежать спокойно теперь не хотела и начинала ёрзать. Попасть «ушками» бомбы в прорезь держателя становилось ещё сложнее, голос «солиста» набирал силу и обрастал истерическими обертонами, «подтанцовка» пыхтела, шаркала ногами по бетону и сдавленно материлась. Привлечённые криками и оживленной подсамолётной вознёй со всех сторон начинали сбегаться сочувствующие. Слышались слова дружеской поддержки, обильно сыпались советы, голос «солиста» взлетал до немыслимых вокальных высот и порой брал «ля» восьмой октавы, «охотники» зверели прямо на глазах и всё чаще угрожали бросить своего «мамонта». Но нет на свете ничего бесконечного – в конце концов опять щёлкал замок, подводя черту и под этой непростой частью армейского «марлезонского балета».

     Так что, уважаемый читатель, повторю: если тебе кто-нибудь скажет, что бомбы на самолёт в наших славных ВВС вешают иначе, как вручную, можешь смело подавать на этого человека в ближайший суд за клевету и диффамацию.

     (Впрочем, не бывает правил без исключений, и мне всё-таки доводилось видеть, как вешают на самолёт бомбы с использованием специального подъёмника. Но это – уже совсем другая, совершенно отдельная история, которую я поведаю вам дальше, в другой главе).

    Кстати, любопытен и обратный процесс – процесс съёма бомб с самолёта. Действительно, если бомбу не предполагается использовать по прямому назначению, то есть подвеска осуществлялась в тренировочных целях, то, естественно, бомбу по окончании тренировки необходимо с самолёта снять. Самолёт ведь не новогодняя ёлка, которую, в принципе, (и я знал таких любителей) можно не разряжать вплоть до следующего Нового Года.

    С процедурой съёма бомб с самолёта я ознакомился в тот же, памятный для меня, день.

   Часа через полтора после того, как на последний самолёт была подвешена последняя бомба, поступила команда: «На исходную!». Это означало, что бомбы надо с самолётов снять, запаковать обратно в деревянную тару и отправить на склад.

    Мы, предвкушая новый кусок тяжёлой работы, нехотя потянулись к самолёту, но всё произошло намного быстрее и эффектней. В кабину самолёта поднялся техник, включил питание, что-то там нажал и... – ТА-ДАММ!!! – обе бомбы грянули с держателей на бетон. Земля содрогнулась...

    Нет, умом я, конечно, понимал, что невзведённая бомба от простого удара о землю взорваться не может. Вне зависимости от высоты сбрасывания и твёрдости подстилающей поверхности. Умом я это, конечно, понимал... Но когда в пяти метрах от тебя на бетон падают два раза по полтонны взрывчатки и ты знаешь, что диаметр воронки от пятисоткилограммовой бомбы равняется тридцати метрам при глубине в десять, то... – как бы это сказать? – на душе становится как-то неуютно...

     -ТА-ДАММ!!! – сказали падающие бомбы, и на стоянке воцарилась уважительная тишина. «…!!!» – эмоционально прокомментировал произошедшее чей-то одинокий голос, и с высказыванием согласилось большинство присутствующих. Я так вообще почувствовал себя лишним на этом празднике жизни. Поплевав на ладонь, я пригладил свои, стоящие дыбом, волосы и – бочком-бочком – двинулся прочь, огибая ещё беременные бомбами «борта» по максимально удалённой от них траектории...

     Но мы отвлеклись, мой уважаемый читатель! Мы отвлеклись на бомбы, на какие-то там начинённые тротилом, злосчастные ржавые железяки, на самом деле цена которым – пятак в базарный день. Причём отвлеклись мы на эти чёртовы бомбы не от чего-нибудь, а от музыки! Мы совсем забыли о названии данной главы! Скорей, скорей назад, мой вдохновенный читатель! Что бомбы? Бомбы подождут! Ибо, как говорил незабвенный Маэстро в фильме «В бой идут одни старики»: «Война – это преходяще, а музыка – вечна!..». Вернёмся же к музыке! О ней ещё далеко не всё сказано.

   Наша музыкальная жизнь, разумеется, не ограничивалась только переноской музыкальных инструментов. Были в ней и другие стороны.

<=

=>