Наше время похоже на странный коллаж...

   Но он вдвое талантливее меня и, видимо, всё, происходящее вокруг, воспринимает вдвое обострённее и болезненнее, а поэтому и болото это его засасывает всё глубже и глубже. Жаль. Надо хотя бы раз в жизни попытаться освободиться от тени Золотого Храма.

***

   С комсомолом мне не по пути. Надо уходить. Пустая трата времени и сил.

 27.08.

     Революция, подобная нашей, уже была. Это зарождение и распространение христианства на заре нашей эры. В те легендарные времена дворники тоже решили, что могут (по меткому выражению М. Булгакова) управлять государством. И то же братоубийство. В принципе, идея коммунизма в 20 веке – это грубый слепок с вульгарно понятого христианства: поразительно схожи догматы, обрядовость (ритуальность) и методы (борьба с еретиками, вылившаяся в средние века в охоту на ведьм и аутодафе, – она вполне похожа на охоту на инакомыслящих в 20 веке: и не только в СССР – по всему миру). И там, и там страдающий за людей Иисус отодвинут на второй план эгоизмом и политическими амбициями его адептов.

 13.09.

      Реальный мир полон противоречий настолько, что впору впасть в унылый пессимизм, разуверившись отыскать в нём гармонию. Можно в уме создать «мир иной и образов иных существованье», что, впрочем, вряд ли решит проблему. А можно подумать о том, чтобы противоречивость мира принять как его гармонизирующее начало. Своеобразная гегелевская триада: тезис – антитезис = синтез. В этом найти источник вечного обновления мира и принять это как гармонию и к чёрту пессимизм.

 27.09.

      Читаю своим ученикам наизусть Есенина и Пастернака. Есенина слушают, часто даже внимательно; Пастернака – хихикают, чешутся, вертятся. Есенинские метафоры, видимо, более доступны наглядностью, они не очень удалены от деревенского жизненного опыта: красок, звуков, запахов, их восприятия. Пастернак же очень умозрителен, его метафора более интеллектуальна, более опирается на опыт художественной культуры; к тому ж он музыкант и философ. Для его восприятия необходим опыт художественной и умственной культуры.

 20.10.

      Чертовски устаю. Вот парадокс: нет времени на самообразование, и, в то же время, преподавая «не свои» предметы (историю, географию, рисование и проч.), что я делаю, как не самообразовываюсь. Если бы только не в ущерб филологии.

***

      Не думал, что моё заявление о выходе из комсомола вызовет такую бурю в стакане. Я не подрываю никаких основ (тем более, когда не вижу, что они вообще есть), просто стремился привести в порядок голову и сердце. Именно это и попытался объяснить – не поняли. Или не хотели понять. Что-то во всех этих собраниях есть (а теперь отчётливо вижу: и – было) формальное и приторно-фальшивое.

 22.10.

      Постановка по произведениям С. Есенина «Дорогие мои, хорошие…». «Чёрный человек». М. Апарцев и Б. Щербаков. Очень мне близко и знакомо. Здорово!

 23.10.

     Все требуют планов, работы и ещё чего-то, о чём сами не имеют представления. И всё это на одном энтузиазме, без оборудования, без наглядных пособий и проч. Глупость? Нет, боязнь противостояния, инстинкт премудрых пескарей («кабы чего не вышло»), привычка.

 28.10.

     Неумеренность в чём бы то ни было – явный признак скудости ума и чувства.

 29.10.

     Грязь политиков, разжигание ими низменных страстей толпы, развращение народа и бессилие что-либо сделать против этого – убивают.

 1.11.

     Вчера – наконец-то – мне дали «добро» на выход из комсомола (удивительная инсценировка на тему работы с молодёжью!). Как всё это печально. «…Бедные мои… Бедные…».

<=

=>