Услышать музыку сфер

Владимир Юринов

 

В настоящем... ну, скажем, ЭССЕ (просто нравится это слово, есть в нём что-то лихое, кавалерийское!) под общим объединяющим названием собраны три абсолютно самостоятельные статьи, каждая из которых может существовать независимо от других, но тем не менее, сведённые «под одну крышу», они получают некий новый взаимообогащаюший смысл, некую «сверхидею», отказываться от которой было бы по крайней мере неразумно.

Порядок и название статей (частей) носит чисто условный характер и выбран по прихоти автора.

 

 

УСЛЫШАТЬ МУЗЫКУ СФЕР

 

Часть первая.

Космическая (теоретическая).

 

 

«То, что находится внизу [на Земле], подобно находящемуся наверху [на небе]… ради выполнения чуда единства»

 

Гермес Трисмегист «Изумрудная скрижаль»

 

«Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны частично охватить и познать нашим умом... Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей степени логической стройности устройства Вселенной... и есть моя идея Бога»

 

Альберт Эйнштейн

 

 

   С чего всё началось?

  Поиск первоисточника возникновения представлений человека об окружающем Мироздании как о гармонической структуре неизбежно уводит нас к столь древним пластам истории, что становится некорректной сама постановка вопроса из-за отсутствия сколь-нибудь убедительных хронологических систем отсчёта.

   Поэтому оставим, пожалуй, в стороне великую древнекитайскую «Книгу Перемен» – «И Цзин», равно как и божественные древнеиндийские Веды, не говоря уже о ещё более ранних и поэтому менее достоверных источниках, и обратимся к тому, что ближе к нам, как по времени, так и по нашему европейскому менталитету – к философии древних греков, а именно – к Пифагору. Да-да, тому самому Пифагору Самосскому, чьи «штаны», как мы все более или менее усвоили в школе, всегда оказываются «на все стороны равны».

   Пифагор, по преданию, был первым мыслителем, который назвал себя философом, то есть «любителем мудрости». Он же впервые назвал вселенную космосом [κοσμoς]. Слово это у древних греков было полизначным и отождествлялось с такими понятиями, каксклад, порядок, закон, согласие, народ, красота и – даже! – песня. Таким образом, предметом учения Пифагора и пифагорейцев был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.

   Изначально Пифагором были произведены важные акустические исследования, состоявшие в ряде опытов над натянутой струной монохорда и приведшие к открытию закона, состоящего в том, что все музыкальные интервалы находятся в непосредственной реальной связи с простейшими из рациональных числовых отношений 2/1, 3/2, 4/3, 5/4, 6/5; так, половина струны звучит в октаву, 2/3 в квинту, 3/4 в кварту и т. д. с тоном, издаваемым целой струной. Ещё более замечательные в арифметическом отношении особенности звуков Пифагор открыл при изучении явлений, представляемых сложным аккордом.

  Опыты над монохордом показали, что число есть принцип звуковой гармонии, которая определяется математическими законами. Не есть ли звуковая гармония частный случай всеобщей гармонии, как бы её музыкальное выражение? Астрономические наблюдения показывают нам, что небесные явления, с которыми связаны все главнейшие изменения земной жизни, наступают с математической правильностью, повторяясь в точно определённые циклы.

   Признавая за музыкой универсальное значение и распространяя законы отношения музыкальных тонов на всю Вселенную, пифагорейцы создали знаменитое и важнейшее учение о космологическом значении музыки, или учение о так называемой «гармонии сфер». Согласно ему, Космос являет собой особого рода музыкальный инструмент, а движение небесных светил вокруг центрального мирового огня, расположенных по отношению друг к другу в такой же пропорции, как и интервалы между звуками в октаве, издаёт бесконечную и чудесную музыку, настолько громкую, что люди, привыкнув, не слышат её, точно так же как люди, живущие у водопада, привыкнув к шуму воды, не слышат его. Отсюда весь мир, весь космос оказывается гармонически устроенным и музыкально звучащим телом.

   В учении Пифагора гармония сфер имела глубокий этический, эстетический и даже эсхатологический смысл, поскольку душа тоже мыслилась как «гармония», изоморфная гармонии космоса, земная лира была точным отображением небесной, игра на ней – приобщением к гармонии Вселенной через постижение созвучия, т.е. соразмерности гармоний души и космоса и приготовлением к возвращению на астральную прародину; музыка производила в душе катарсис и являлась медициной духа.

   Спустя век музыкальную космологию в виде цельной системы, а также в законченном виде учение о числовой гармонии с использованием всего учения пифагорейцев отразил в «Тимее» великий Платон.

   Ещё через шесть веков неоплатоник Плотин Александрийский систематизировал учение Платона, показав пути единения, слияния Человека с Абсолютом, встраивания человеческого сознания во Вселенский Разум.

   Дальнейшее развитие идеи пифагорейцев получили в трудах Макробия, Аврелия Августина и – уже в средние века –  Фомы Аквинского.

   Гармонические соотношения считал основой мироздания великий Иоганн Кеплер, потративший около 30 лет своей жизни на поиски закона всеобщей гармонии мира. В своём трактате «Harmonice Mundi» («Гармония мира», 1619 г.), Кеплер представил яркую, не без поэтических красок картину гармонического устройства Вселенной. Главная идея трактата заключалась в том, что гармония есть универсальный мировой закон. Именно гармония придаёт целостность и закономерность устройству Вселенной. Кроме того, данному закону подчиняется всё – музыка, свет звёзд, познание, движение планет. Согласно Кеплеру, музыкальная гармония царит не только во Вселенной, но и в человеческой душе, в которой как раз и находит фиксацию, запечатлевается как образ мировой гармонии.

   Идея Всеобщей Мировой Гармонии нашла своё отражение не только в науке, но и в эстетике и искусстве Европы средневековья и Нового времени (Гёте, немецкие романтики).

   «Нет ни малейшей сферы, зримой нами, что при движении ни пела бы как ангел...» – писал Вильям Шекспир.

   Учение о Гармонии Мироздания нашло яркое выражение в русской софиологии XIX – начала XXвеков. Русская научная философская мысль придавала софиологии огромное значение.Практически все крупнейшие философы России XIX – начала XX вв., такие как В.С.Соловьёв, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и многие другие, так или иначе, затрагивали в своих трудах тему софийности Мира.

<=

=>