Услышать музыку сфер

Справка:

        Учение о Софии как о Премудрости Божией восходит к «Книге Притчей Соломоновых». Уже здесь зарождается понимание Софии как Высшего Разума, изначального всеобщего языка высшей божественной любви ко Всему, призывающего войти в свой таинственный союз всякую тварь. Премудрость изрекает здесь сама о себе: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Потому... кто нашёл меня, тот нашёл жизнь и получит благодать от Господа». (Притчи, 8:22,23,35)

   В представлении софиологов София есть совокупность мыслей Бога о Мире, но в то же время представляет собой целостный и сознательный организм. София проявляется в мире как красота, гармония, упорядоченность и связность. София есть источник человеческой культуры во всём многообразии её проявлений. Предполагалось, что в будущем человечество станет коллективным воплощением Софии Богочеловечеством.

    В трудах русских софиологов, пожалуй, впервые появилась мысль о Человеке, как о неотъемлемой части структуры Мироздания, об «обратной связи» Человек-Вселенная, закономерно заложенной в одухотворённый Софией Мир, гармонизации Человека посредством приобщения к Софии, и гармонизации Мира посредством гармонизации Человека.

   «…природа человекообразна, она познаёт и находит себя в человеке, человек же находит себя в Софии, и через неё воспринимает и отражает в природу умные лучи Божественного Логоса, …через него и в нём природа становится софийна» (С.Булгаков).

   Логическим продолжением и развитием идеи о единстве Человека и Мироздания стала гипотеза о ноосфере. Понятие ноосферы было предложено в конце 20-х годов XX века Эдуардом Леруа (Le Roy, Edouard) и развито десятилетие спустя в создаваемых практически одновременно работах Пьера Тейяра де Шардена (de Chardin, Pierre Teilhard) и нашего земляка Владимира Ивановича Вернадского.

«…мы видим на каждом шагу чувства мировой числовой гармонии…» – писал Вернадский в своём очерке «О научном мировоззрении».

   Но, всё-таки, наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработках Тейяра де Шардена.

   Эволюция, считал Де Шарден, не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимосвязи. От клеток (эмбрионального мыслящего покрова), опоясавших земную поверхность, через человека, активизировавшего мыслительные возможности вещества и реализовавшего возможность самовоспроизводства мыслящего слоя, сфера разума переходит в охватывающие всю планету «пласты ноосферы». Этот «тангенциальный мегасинтез» ведёт к рывку «радиальных сил по главной оси эволюции», ибо большей сложности соответствует большее сознание. Концентрация мышления в масштабе планеты тесно связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведёт к возникновению духа Земли. Но это не последний этап. Следующим шагом, помимо самоконцентрации ноосферы, явится присоединение её к другому мыслительному центру, сверхинтеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе и целиком относится к сфере Духа.

   Такова, вкратце, история возникновения и эволюции научной идеи гармоничности Вселенной и Человека, как её неотъемлемой части.

   В настоящее время существует достаточное количество научных, околонаучных и совсем ненаучных теорий и идей, отражающих гармоничную сущность Мироздания, но, пожалуй, одной из самых интересных и оригинальных теорий, описывающих структуру Вселенной, как цельного гармоничного организма, является теория «Бомовской нелокальности», предложенная одним из выдающихся физиков XX века Дэвидом Бомом (Bohm,David Joseph) и получившая недавно мощную математическую базу, благодаря трудам доктора физико-математических наук, профессора МГУ Юрия Владимирова. В соответствии с этой, так называемой, холономной (или голографической) парадигмой –каждая точка пространства информационно связана со всей Вселенной.

Справка:

   Оригинальная техника объёмной фотографии, разработанная Деннисом Габором(Gabor, Dennis) в середине прошлого столетия, к настоящему времени стала чрезвычайно мощной метафорой новых научных воззрений и одновременно наглядной иллюстрацией весьма тонких физических идей. Зафиксированная на плоской пластине информация о трёхмерном объекте не только позволяет воссоздать его объёмное изображение; всякий, сколь угодно малый фрагмент голограммы содержит в себе всё изображение. Осветив любой участок голограммы, мы увидим изображение в целом, хотя и не такое подробное, как при освещении всей пластины. Изменяя же параметры освещающего луча, с помощью одного и того же слоя в принципе можно записывать и воспроизводить множество различных голограмм.

   Согласно Концепции Бома, окружающий нас мир структурирован аналогичным образом, на основе тех же общих принципов, так что каждая существующая вещь «вкладывается» в каждую из своих составных частей. Отправной точкой для рассуждений ученого было понятие «неразрывного единства» квантового мира, ярче всего проявляющееся в знаменитом «парадоксе Эйнштейна-Подольского-Розена» (ЭПР-парадокс), когда «сцеплённые» частицы ведут себя строго взаимосогласованно, так что изменение состояния одной приводит к мгновенной перемене в состоянии другой, сколь далеко бы она ни находилась от первой.

Справка:

   В 20-х годах прошлого века Альберт Эйнштейн высказал гипотезу, согласно которой результаты определения любых измеримых параметров физической системы, во-первых, полностью заданы её состоянием до акта измерения и, во-вторых, не могут меняться под воздействием каких-либо удалённых событий, если те заранее не сообщают о себе сигналами, скорость которых не превышает скорость света. С точки зрения Эйнштейна, первое требование выражает идею реализма физического описания, а второе требование локальности.

   В 1935 году Альберт Эйнштейн, Борис Подольский иНатан Розен опубликовали статью, «Можно ли считать квантово-механическое описание физической реальности полным?». В ней учёные сформулировали свой знаменитый ЭПР-парадокс, который показал, что из-за «эффекта запутанности» (entanglement) этого квантовомеханического явления, при котором квантовое состояние двух или большего числа объектов должно описываться во взаимосвязи друг с другом, даже если отдельные объекты разнесены в пространстве квантовая механика становится нелокальной теорией, что опровергает постулат ТО о предельной скорости света (передаче сигнала).

   Первым понял, что принцип локального реализма допускает строгую опытную проверку английский физик Джон Белл (Bell, John). Он доказал фундаментальной важности теорему, из которой вытекает, что при соблюдении этого принципа, корреляции между измеримыми физическими величинами должны удовлетворять определённым соотношениям, которые сейчас называют неравенствами Белла.

   В 1982 году аспирант Парижского университета, а ныне профессор Высшей политехнической школы Франции академик Ален Аспе (Aspect, Alain),в Институте
теоретической оптики в Орсе под Парижемпровёл серию прецизионных опытов с попарно связанными друг с другом световыми квантами, где измеряемыми параметрами служили направления линейной поляризации этих квантов. Эти эксперименты наглядно  продемонстрировали нарушение неравенств Белла.

   В экспериментах Аспе фотоны на двух концах экспериментального прибора сохраняли взаимную корреляцию в каждом измерении, несмотря на то, что специальные переключатели позволяли производить измерение только в последние 10 наносекунд эксперимента. Свету, для того чтобы пройти от одного фотона к другому, потребовалось бы 20 наносекунд, а как известно ни один известный в физике вид энергии не может перемешаться со скоростью большей, чем скорость света. Другими словами, ни один вид физической энергии не мог бы передать сигнал от одного фотона к другому и образовать связь, которая позволила бы нам принять причинное объяснение этого явления.

   Позднее аналогичные опыты не раз повторялись другими физиками, причём не только с фотонами и с совершенно такими же результатами.

<=

=>