Услышать музыку сфер
Размышляя над этой загадкой, противоречащей не только эйнштейновской теории относительности, налагающей жёсткие ограничения на скорость распространения взаимодействий, но и здравому смыслу, Бом пришёл к выводу, что элементарные частицы взаимодействуют на любом расстоянии не потому, что они обмениваются таинственными сигналами между собой, а потому, что их «разделённость» есть иллюзия.
Иными словами – на каком-то более глубоком уровне реальности сцеплённые частицы – это вовсе не отдельные объекты, а – фактически – продолжения чего-то более фундаментального и цельного.
Бом заключил, что явно сверхсветовое взаимодействие между частицами свидетельствует о существовании более глубокого уровня реальности, скрытого от нас, имеющего более высокую размерность, нежели наша. А частицы мы видим раздельными по той причине, что способны наблюдать лишь часть действительности. Частицы – не отдельные «фрагменты», но грани, проекции более глубокого единства.
Пояснить эту идею помогает следующая иллюстрация, придуманная самим Бомом. Представим себе, – говорил Бом, – аквариум с рыбкой. Допустим, по какой-то причине мы не можем разглядывать эту систему непосредственно, а имеем лишь возможность смотреть на аквариум, снимаемый видеокамерами спереди и сбоку, на двух телеэкранах. Глядя на экраны, легко заключить, что две плавающие там рыбки – это отдельные объекты. Но, присмотревшись, можно выяснить, что между двумя рыбками на двух экранах существует какая-то отчетливая взаимосвязь. Если одна рыбка меняет положение, то одновременно приходит в движение и другая. Причём всегда оказывается, что если одну видно «анфас», то другую – непременно «в профиль». И если не знать, что снимается один и тот же аквариум, внимательный наблюдатель скорее заключит, что рыбки неведомым образом мгновенно сообщаются друг с другом, нежели припишет это случайности.
Проецируя, исходя из голографического принципа, свойства «сцеплённых» частиц, то есть частного фрагмента «голограммы», на всю вселенную, то есть на всё «изображение», Бом делает вывод о том, что и вся видимая нами вселенная есть проекция, голограмма некоей более «общей», более многомерной Вселенной.
Бом постулирует «явный» (explicate) или «развёрнутый» порядок, который образует четырёхмерный континуум, известный пост-эйнштейновской науке. Этот порядок, который мы обычно называем видимым миром, он называет явным или развёрнутым, так как он размещается в пространстве-времени – каждая его часть имеет место, то есть определённое положение в пространстве и во времени.
Далее Бом постулирует «подразумеваемый» (implicate) или «свёрнутый» порядок, который «проницает» и (или) трансцендирует четырёхмерную явную вселенную Эйнштейна. Этот порядок он называет подразумеваемым или свёрнутым, так как он не размещается в пространстве-времени – ни одна его часть не имеет положения. Его невозможно обнаружить только в данной точке пространства – он в любом месте и везде; его нельзя локализовать только в данной точке времени – он в любом времени и всегда. Только явные результаты этого порядка обладают локальностью. Он сам остаётся нелокальным. (Отсюда и название теории –теория «Бомовской нелокальности»).
В нелокальном (свёрнутом) порядке информация не может обладать локальностью, но «проницает» и (или) «трансцендирует» все локальности; таким образом, – любая точка пространства на нелокальном уровне информационно связана с любой другой точкой.
Обратите внимание –выражение «информация, не обладающая локальностью» во многом напоминает индуистское понятие Брахмана, китайскую концепцию Дао, или «Сознание Будды» буддизма махаяны, смыкая современную науку с миропониманием древних мыслителей.
Бом счёл нужным рассматривать и сознание как неотъемлемый компонент «холодвижения (holomovement)» (мира как голограммы в динамике), а потому включил в «голографический» порядок и его. Таким образом, сознание и материя оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми, однако не имеющими причинных связей на наблюдаемом нами уровне реальности. Они представляют собой вложенные друг в друга проекции более высокой реальности, которая не является ни материей, ни сознанием в чистом виде. Бом считал, что все индивидуумы взаимосвязаны не в результате непосредственного влияния, которое они могут оказывать друг на друга, а в силу того факта, что все они подвержены влиянию общих фундаментальных законов. По Бому – всё, включая сознание и материю, активно влияет на целое, а посредством целого – и на все составляющие.
Таким образом, так же, например, как Относительность Эйнштейна упразднила дихотомию «пространства» и «времени», а современная психосоматическая медицина избавляется от разделения «души» и «тела», модель Бома подрывает традиционный дуализм «сознания» и «материи».
Естественно, что у Бомовской Концепции, как и всякой новой теории, есть масса, как сторонников, так и ярых противников, но сам Принцип Гармонии Мироздания в настоящее время уже практически никем не оспаривается. Современная научная парадигма предполагает, что в мире существует особый ритм, микроструктура которого содержит фундаментально значимую структурную информацию, поддерживающую всеобщий космический порядок. На этот, своего рода, камертон настраивается всё сущее, благодаря чему и поддерживается единство Мироздания.
Что же это за камертон, и знаем ли мы – какой из Законов Природы нам следует принимать за опорный, фундаментальный «звук» этого камертона?
Пифагор выводил математические законы из гармонических законов звукоряда. Обратную задачу в 80-х годах прошлого века решил российский учёный – математик, геофизик и философ – Юрий Артемьев. Он показал, что числовые соотношения музыкального звукоряда могут быть получены чисто математическим путём – посредством обобщения натуральной последовательности чисел.Взяв за базовые, характеристики повторяемости и дискретности, Артемьев создал абстрактную числовую модель последних, так называемую М о д е л ь д е л е н и я. Выведенная в рамках данной М о д е л и формула, напомню – будучи абсолютно абстрактной, позволила учёному проверить на «совершенство» целый ряд, казалось бы, не связанных между собой систем. Судите сами, – в рамках данной М о д е л и оказались сопоставимы:
- музыкальные свойства идеальной струны;
- периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
- система элементарных частиц (по Юкаве);
- масштаб масс объектов Вселенной;
- геохроноорогеническая таблица1;
- система внутренних геологических оболочек Земли;
- филогеническая таблица2;
- энергетические уровни водорода и гелия;
- солнечный спектр (по Ньютону);
Таким образом, Артемьев доказал справедливость утверждения о существовании з а к о н о м е р н о с т и с о в е р ш е н с т в а формы (структуры) и её проявлений в фундаментальных классификационных системах Природы. И такой б а з о в о й закономерностью стало соотношение чисел музыкального ряда октавы3.
Не удивительно, что принципы музыкальных гармонических построений нашли в последнее время ряд, казалось бы, неожиданных прикладных применений. Так доктор физико-математических наук, астрофизик Виктор Шварцман обнаружил, что гармонические музыкальные уравнения более точны при анализе спектров излучения многих космических объектов, а академик, доктор биофизики, профессор Александр Прессман успешно применил принципы музыкальных построений для решения уравнений связи между колебаниями в биосистеме человека и циклическими геофизическими факторами.
Итак, музыка.
Что заставляет нас чувствовать влечение к музыке, так это тот факт, что всё наше существо есть музыка; наш ум и наше тело, мир, в котором мы живём, природа, которая создала нас, всё, что находится вокруг и рядом с нами, – всё это музыка; и мы близки этой музыке, мы живём, движемся и пребываем в ней. Следовательно, музыка интересует нас, привлекает наше внимание и доставляет нам удовольствие, потому что она соответствует ритму и тону, которые удерживают механизм всего нашего существа в целости. Ведь человек, как физико-биологическое «устройство», – это сложнейший волновой вибратор, вибрационно-чувствующая и вибрационно-генерирующая система. Точнее, это – живой сгусток таких био-физико-химических систем, реагирующий на физические, биохимические, биомеханические, психосоциальные и иные колебательно-волновые процессы, зрительные, вербальные и тактильные образы и сигналы, идущие как из внутренней «среды» организма человека (в том числе и от сознания), так и из окружающей внешней среды.