Услышать музыку сфер

   Поэтому, даже если взять простейшую мелодию, то последовательное соединение во   времени различных звуков даёт картину гармонического явления, проистекающего из  музыкального инструмента или их совокупности (оркестра), голоса или из глубины души человека (при творении музыкального произведения или мысленном его воспроизведении). При этом речь идёт не только и не столько о процессах чисто физических (звуковые колебания в виде упругих волн) или физиологических (работа голосовых связок в сочетании с дыханием), но и о процессах более глубинных. Ведь никакими колебаниями молекул или атомов, физическим описанием движения звуковой волны невозможно раскрыть (или воссоздать) сущность музыкальной гармонии, её восприятие в форме целостного музыкального образа или творческого акта, приведшего к его созданию. Всё это возникает на иных природно-духовных  уровнях, соединяется на невещественных принципах и прорывается в обыденный мир по неизвестным пока современной науке каналам.

   «В общем и целом музыку следует рассматривать как выражение некоего непознаваемого мира, спиритуального по своей природе, который смог выразить себя неким идеальным образом», – считал известный французский писатель и философ Альбер Камю.  

   Так что, то, что нравится нам в любом из наших искусств, будь то рисунок, живопись, резьба, архитектура, скульптура или поэзия, есть стоящая за ними гармония музыки. То, что предлагает нам поэзия, есть музыка: ритмизированная гармония идей и фраз. В рисунке и живописи именно наше чувство пропорции и гармонии приносит нам всё удовольствие, которое мы получаем, наслаждаясь искусством. И то, что взывает к нам, когда мы находимся рядом с природой, есть музыка природы. Именно поэтому, в нас вызывает чувство возвышенного прогулка по лесу, разглядывание живой зелени, стояние около бегущей воды, имеющей свой ритм, тон и гармонию. Трепетание ветвей в лесу, вздымание и падение волн, – всё имеет свою музыку. И как только мы углубляемся в созерцание и становимся едиными с природой, наши сердца открываются для её музыки. Музыка является тем универсальным ключом, который открывает человеку дверь в Универсум.

   «Душа именно в силу своей природы высказывается с помощью музыки. Это её естественное выражение...» – утверждал великий Аристотель.

   Возвращаясь к  М о д е л и  д е л е н и я  Артемьева, необходимо отметить, что она дала прекрасные результаты не только по отношению к системам «неживой» природы, но и применительно к человеку, причём, к человеку, как к биологическому, так и к общественно-социальному объекту.

  Соотношения чисел музыкального ряда октавы чётко просматриваются в системе полидезоксирибонуклеотидов4 и в фазах этногенеза5, они оказались заложенными в:

- групповые насечки на художественных изделиях эпохи палеолита;

- древнерусский всемер (числовая матрица золотых пропорций);

- композиции многочисленных шедевров музыки, изобразительного искусства, литературы и архитектуры. 

   Таким образом, напрашивается вывод, что человек, являясь неотъемлемой частью Природы, частицей Мироздания, сохраняет в себе, в своей внутренней структуре, структуру Мироздания. Он, как организм, создан по тем же законам, что и «организм» Вселенной. Следовательно, он – человек – способен взаимодействовать с Универсумом, резонировать в такт определённым его частотам, и последствия подобных резонансов мы наблюдаем во всплесках гениальных открытий и восхитительных произведений искусства.

   К сожалению, подобные всплески редки и почти не предсказуемы. Человечество не научилось создавать на свою потребу гениев. Да и просто взять и воспитать талантливого человека по заказу вряд ли у кого получится. При всём богатстве наработанного арсенала педагогических доктрин и методик, кпд воспроизведения талантливых воспитанников удручающе близок к нулю. Не говоря уже о гениях. Человеческий мозг, этот уникальный инструмент познания Мироздания и взаимодействия с ним на деле оказался донельзя «замусорен» отходами цивилизации, «зашумлен» помехами спрямлённого современного вербально-клипового мышления, выведен из резонансного взаимодействия с Универсумом, из его информационного потока. Где бы и по какой бы методике не обучался человек – гения из него не получается.

   Всё дело, видимо, в том, что все существующие методики обучения предполагают различные варианты и способы «загрузки» существующих мозговых структур обучаемого. И в данном случае результат на выходе является не более чем суммой изначальной генетической предрасположенности адепта, его усердия и опыта педагога. Так, может, – как говорил классик сатиры: «...надо что-то в консерватории поправить?».

   А что, если попробовать не загружать мозг тем или иным объёмом более или менее полезной для него информации, а попытаться сначала изменить саму структуру мозга, точнее – идеологию его функционирования, заставить мозг работать на тех же «частотах», что и весь Универсум, заставить резонировать с ним, «подключить» мозг к его структурам? Возможно ли это?

   Думается, что да, если рассматривать мозг как синергетическую систему.

Справка:

  Синергетика(от греч. [συν]–«совместное» и греч. [εργος]–«действие») междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. Принципы, управляющие процессами самоорганизации, одни и те же безотносительно природы систем.

   Основное понятие синергетики определение структуры как состояния, возникающего в результате поведения многоэлементной или многофакторной среды, не демонстрирующей стремления к усреднению термодинамического типа.

   Термин был предложен в 1973 году создателем направления профессором Штутгартского университета немецким физиком Германом Хакеном(Haken, Hermann).

  Замечательным отличием синергетической теории является базирование её на мощнейшем математическом аппарате. Все результаты моделирования процессов в открытых и нелинейных средах в настоящее время сформулированы на уровне математических теорем.

   Одной из пионерских идей XXвека стало представление о самоорганизации – спонтанном, самопроизвольном возникновении упорядоченности в открытых нелинейных системах. В процессе самоорганизации в сложных системах выделяется набор ведущих переменных (их называют параметрами порядка), которые подчиняют, определяют остальные характеристики объекта.

   Синергетика предъявляет к системе следующие требования:

1. Система должна быть открытой, обменивающейся веществом, энергией и/или информацией с окружающей средой. (Закрытая система в соответствии с законами термодинамики должна в конечном итоге прийти к состоянию с максимальной энтропией).

2. Открытая система должна быть достаточно далека от точки термодинамического равновесия.

3. Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение и усиление порядка через флуктуации.

4. Возникновение самоорганизации опирается на положительную обратную связь. В самоорганизующейся системе изменения, появляющиеся в системе, не устраняются, а накапливаются и усиливаются, что и приводит, в конце концов, к возникновению нового порядка и структуры.

5. Процессы самоорганизации, как и переходы от одних структур к другим, сопровождаются нарушением симметрии.

6. Самоорганизация может начаться лишь в системах, обладающих достаточным количеством взаимодействующих между собой элементов.

7. Система должна быть нелинейна, то есть её развитие неоднозначно, многовариантно, и темп развития её изменяется во времени.

   Всем этим требованиям человеческий мозг отвечает в полной мере. Следовательно, правомочно будет рассмотреть возможность воздействия на систему человеческого мозга с точки зрения синергетической парадигмы.

  Каков принцип осуществления подобного воздействия? Для начала необходимо понять особенности поведения и развития синергетических систем.

   В любой синергетической системе (и мозг здесь не исключение) поступающая энергия перераспределяется – в силу нелинейности системы – не по всему спектру колебаний (гармоник, мод), а избирательно. То есть в нелинейной среде могут поддерживаться, подпитываться энергией лишь определённые виды колебаний, определённые гармоники. Таким образом, рассеивающий (диссипативный) фактор в синергетической системе действует (в силу нелинейности среды) лишь на некоторые виды колебаний (гармоник), которые недостаточно поддерживаются энергетически. Остальные гармоники «выживают» и усиливаются (опять-таки в силу нелинейности) т.е. процесс идёт к развитому асимптотическому состоянию, которое определяется всего несколькими гармониками.

<=

=>