Услышать музыку сфер

Часть вторая.

Практическая (программная).

 

«Для меня словосочетание "человек и песня" звучит как "человек и воздух". Если воздуха не хватает, человек задыхается…»

                                                                                                                                          Михаил Светлов

 

                                                                                             «Что делать?»

Н. Г. Чернышевский

 

  Существующая ныне в нашей стране концепция воспитательно-образовательной системы, в основном сформировавшаяся в первой половине XIX века и практически без изменений дожившая до века XXI, может быть с достаточной полнотой охарактеризована положением из наставления императрицы Марии Фёдоровны для курируемого ею Смольного института:

   «Программа учебных предметов на мещанской половине...:  уменье хорошо читать, писать и правильно выражаться на родном языке, прочные познания по закону Божию и первоначальные познания по арифметике».

   Единственно, что – под влиянием современных веяний – закон Божий уступил место естественным наукам. Но суть от этого не поменялась.

   Система воспитания и образования была и есть направлена наформирование не личности, но необходимого государственной машине «инструмента» с полезными навыками и прогнозируемыми потребностями.

   Однако то, что было необходимо и достаточно для общешкольной программы в начале века XIX, когда политику и стратегию развития государства определяла дворянская элита (воспитывавшаяся и обучавшаяся, кстати, совсем по другим канонам), совершенно недостаточно в веке XXI, веке демократических реалий, когда благополучие и будущее страны зависят не только от материального вклада, но и от интеллектуальной отдачи, от уровня морального развития практически каждого её гражданина.

   В связи с этим в настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема развития духовной культуры общества, а значит, и каждого его гражданина, и становится очевидной необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его развития.

  Музыка, и особенно песня, занимает в семье искусств совершенно особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. Музыка, песня влияет и на психику и на физиологию человека, может вызывать как успокаивающее, так и возбуждающее воздействие, как положительные, так и отрицательные эмоции, может интеллектуально развивать и морально совершенствовать. 

   Современными исследованиями установлено, что музыка, активно влияет на оба полушария человеческого мозга. Причём правое воспринимает тембр и мелодию, а левое – ритмы. Диапазон музыкальных ритмов лежит близко к частотам дыхания и сердцебиения. Звуки действуют на нас не только эмоционально, но и физически. Благодаря резонансу от одних ритмов поднимается настроение, работоспособность, от других – наступает успокоение, расслабление, снижается артериальное давление.

   При помощи метода функциональной магнитно-резонансной томографии достоверно показано, что музыка возбуждает области мозга, связанные с эмоциональным поведением, такие как: островок мозга, гипоталамус, гиппокамп, миндалина и префронтальная кора (гиппокамп, кроме того, участвует и в процессе консолидации памяти, т.е. в процессе перехода кратковременной памяти в долговременную).

    Нейрохимические исследования показали, что в тех областях мозга, которые отвечают за восприятие музыки, значительно повышается уровень ряда нейромедиаторов (веществ, передающих нервные импульсы), таких, как эндорфин, эндоканнабиноид и дофамин.

Справка:

   Эндорфины химические соединения, вырабатываемые в головном мозге и обладающие способностью уменьшать боль. Они влияют на эмоциональное состояние приводят человека в состояние эйфории. Их иногда называют «природными наркотиками» или «гормонами радости». Эндорфины необходимы для поддержания состояния хорошего самочувствия, а их недостаток может стать причиной развития наркотической, в том числе алкогольной, зависимости.

  Эндоканнабиноиды регуляторные молекулы организма, вырабатываются в латеральной части гипоталамуса и регулируют процессы, определяющие, в том числе, запоминание и забывание.

  Дофамин нейрогормон, «гормон удовольствия», медиатор нервной системы, предшественник норадреналина и адреналина «прародитель» гормона, за которым так отчаянно гоняются любители экстрима. Нарушение в обмене дофамином может стать причиной таких болезней, как шизофрения, болезнь Паркинсона и др.

   Как утверждают многочисленные исследования, использование музыки в качестве дополнительного сенсорного потока значительно улучшает функции речи, запоминание ключевых фраз и облегчает усвоение информации у детей дошкольного возраста. Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел, картинок. Подтверждено, что музыка способствует облегчению зрительного восприятия, снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания, а также вовлечению детей в созидательную деятельность, что помогает им достичь цели в овладении различными навыками1.

  Поэтому трудно переоценить важность музыкального воспитания детей с самого раннего возраста, его значение для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.

   К сожалению, до последнего времени место музыки в воспитании детей, подростков, юношества, особенно в общеобразовательной школе, было не только неустойчиво, но и испытывало постоянную тенденцию к всё большему его сужению, вплоть до потери самостоятельной ценности.

  А ведь история человеческой цивилизации знала примеры гораздо более внимательного отношения к роли музыки, песни в воспитательном процессе подрастающего поколения.

   Теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности, первыми в истории создали, наверное, древние греки. Эти принципы развивали в своих трактатах великие греческие мудрецы – Платон и Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое развитие духовных и телесных сил юношества.

   Платон заложил основы философии музыкального воспитания и образования. Содержание образовательной программы Платон сформулировал в соответствии с концепцией Paideia – этого непереводимого понятия, предполагающего единство образования, воспитания и знания, на почве которого только и могло, по мнению Платона, действовать и развиваться государственное общество. Paideia была не просто воспитанием и образованием, но – введением в культурную жизнь общества. Целью её греки считали калокагатию([καλοκαγαθία] от др.-греч. [καλος] – «прекрасный» и [καιαγαθός] – «красивый и добрый»), то есть – культивирование личности прекрасной и добропорядочной.

   Платоном отмечалось особое воз­действие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться в его внутренний мир и не только временно подчинять своему влиянию, но и менять, формировать характер, лепить его душу. Самым проникающим в глубь души видом искусства Платон считал «мистическое искусство» песни, где ритм и гармония несут благообразие. Воспитание, по Платону, должно стоять на двух китах: музыкальном развитии души и – физическом – тела. Когда Платон писал, что не обученный музыке – невежда, он выражал общее мнение своей эпохи.

   Пифагорейцы, приписывая музыке способность смягчать «необузданность души», отдавали ей предпочтение в духовном воспитании: ритм и гармония «...всего более проникают вглубь души, всего сильнее её затрагивают, принося с собой благообразие, которое делает благообразным и человека... – говорил Аристотель, – и это должно быть использовано теми людьми, которые преследуют добро и живут нравственно, как добрые граждане».

<=

=>