Услышать музыку сфер

    Ребёнок должен «купаться» в чистейшей, родниковой воде лучших образцов песенно-поэтического мира.

   Он должен всегда иметь перед глазами высокую планку шкалы культурных ценностей, чтобы учиться различать (поначалу, конечно, с помощью учителя), оценивать по «гамбургскому счёту» искусство подлинное и околокультурный фетиш.

   Он должен покидать школу человеком искушённым, имеющим твёрдый внутренний культурный стержень, обладающим мощным культурным иммунитетом.

    «Главнейшая пища не заключается ли в музыке, так как ритм и гармония особенно внедряются в душу, весьма сильно трогают её и делают благопристойною, если кто питается правильно, а когда нет – выходит противное? Притом воспитанный этим по надлежащему живо чувствует, как скоро, что упущено, или неловко отделано, или нехорошо произведено. Будучи расположен к справедливому исследованию, он хвалит прекрасное, с радостью принимает его в душу и, питаясь им, становится честным и добрым человеком, а постыдное дело порицает и ненавидит от самой юности, прежде чем может дать себе в этом отчёт. Когда же потом представляется причина – с любовью объемлет её как знакомую – особенно тот, кто получил подобное воспитание...» Платон «Государство»

   В процессе музыкального воспитания детей необходимо обращать самое пристальное внимание на «обратную связь», на трансформацию музыкальных, песенно-поэтических образов в детском сознании. Развивая творческие способности детей, осуществляя глубокое приобщение их к музыке, необходимо бережно относится к тем творческим ассоциациям, которые она, музыка, с неизбежностью будет у них вызывать.

   Выражение характера музыкального движения, поэтической композиции рисунками, цветовыми построениями, графическими изображениями интегрирует музыку, поэзию с миром изобразительного искусства, что с успехом можно (и нужно!) использовать на соответствующих занятиях.

   Трансформация характера, настроения музыки, формы музыкального произведения в двигательные реакции, передача их телодвижением, напрямую связывает музыку с искусством танца. Танцы, ритмика должны активно потеснить в школьной программе «бегательно-прыгательную» физкультуру.

   Детская склонность к сочинительству должна встретить не только понимание, но и самое пристальное внимание и поощрение. Более того, необходимо смело предлагать детям сочинять музыку на предложенные поэтические тексты или на их собственные стихи, на сказки, на различные бытовые повседневные, или наоборот – экзотические и сказочные ситуации.

   Всё это окажет самое благоприятное влияние на музыкальное –  м у с и ч е с к о е  – развитие детей.

Справка:

   Исследования известного канадского психолога, профессора университета в Торонто Гленна Шелленберга (Schellenberg, Glenn) показали, что шестилетние дети, которым на протяжении года преподавали игру на фортепьяно или давали уроки пения, в тестах на IQ получают оценки на 5-6 пунктов выше, чем их сверстники, не бравшие таких уроков.

    Шестилетнее обучение музыке или пению повышает IQ у детей в возрасте 11-12 лет в среднем на 7,5 пункта и действует положительно на школьные оценки по математике, чтению и правописанию.  

   Даже у студентов колледжа, прошедших курс музыки в раннем детстве, IQ в среднем на 2 пункта выше, чем у их сокурсников, не обучавшихся музыке.

   Более того, в результате многочисленных исследований, проведённых в последние годы, доказано, что восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, и анализ мозгом частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия. Установлено, что даже бессознательное восприятие музыки оказывает довольно положительный эффект на интеллектуальную деятельность детей. Даже пассивное, регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. При восприятии музыки в коре головного мозга возникает сложная функциональная система фокусов взаимосвязанной активности не только в сенсорных (слуховых), но и в ассоциативных лобных отделах коры. Музыка перестраивает характер внутриполушарных и межполушарных отношений. В результате проведенных экспериментов у всех детей в момент прослушивания музыки отмечались:

   - более высокий уровень всех межцентральных связей по сравнению с фоном;

  - более сильные межполушарные взаимодействия в передних отделах коры по сравнению с задними отделами, особенно в левом полушарии;

   - большее число межполушарных асимметричных связей.

   В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность2.

   Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери(Overy, Catie) сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки3. Ею были определены побочные интеллектуальные эффекты, возникающие в результате музыкальных влияний, такие как:

- повышение уровня читательских навыков;

- повышение уровня речевых навыков

- улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач

- улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей

- улучшение концентрации внимания

- улучшение памяти

- улучшение моторной координации.

   Венгерский педагог Золтан Кодай(Kodaly, Zoltan) в 1951 г. создал первую из знаменитой в дальнейшем сети школ с расширенным преподаванием музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с другими школами и это несмотря на то, что объём преподавания других предметов пришлось сократить в пользу уроков музыки. Этот эксперимент был повторен в Швейцарии (1988-1991 гг.) и также выявил положительные результаты4.

   Тесные рамки школьной программы должны быть существенно раздвинуты за счёт факультативной и кружковой музыкальной работы, которая в настоящее время оказалась практически свёрнутой. Причём, как занятия в кружках для учеников, так и ведение кружковой работы – для учителей, должны не только приветствоваться, но и всячески поощряться.

   Музыка, песня, поэзия должны смело вторгаться в ранее неприступные епархии других школьных предметов, интегрироваться с ними, обогащая тем самым и их методику. И еслибез особого напряжения можно представить себе соединение музыки, поэтики с физкультурой, с изобразительным искусством, с языками, то вообразить себе наглядно результат их симбиоза, к примеру, с химией, физикой или математикой на первый взгляд довольно трудно.

  Тем не менее, каждый из нас без особых усилий может припомнить две-три школьные стихотворные или музыкальные «запоминалки», облегчавшие жизнь ученикам именно по этим предметам. На самом деле таких «запоминалок» – сотни, и это притом, что никто сознательно не задавался целью их создания и, тем более, внедрения в школьную программу. (О механизмах ассоциативного запоминания автор писал выше).

   Так что можно, слегка подстегнув фантазию, без особого труда представить себе школьников, весело цитирующих, к примеру, задорные куплеты на тему законов Ома, или старшеклассниц, томно вздыхающих над поэмой «Эндемики» из курса общей биологии :-)

   Только пронизывая музыкой, поэзией весь процесс обучения, весь период формирования личности ребёнка можно добиться создания действительно гармоничной личности – HomomusikusЧеловека мусического.

   «...Культура воспитательного процесса... во многом определяется тем, насколько насыщена... жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» (Василий Сухомлинский великий российский педагог, академик)

   Естественно, изменение педагогической доктрины потребует радикального перестроения всей системы народного образования, обучения целого поколения педагогов новой формации, глубокой модернизации всей образовательной инфраструктуры и – следовательно – огромных капиталовложений. Но это – вложения в самый дорогой капитал, в капитал, способный приносить самые большие проценты инвестору, – вложения в человека, в фонд грядущих поколений, в будущее нашей страны, в будущее всей человеческой цивилизации.

______________________________________________________________________________________________________

 

1. Подр. см. напр. Брагина Н., Доброхотова Т.Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988г. и Новицкая Л. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологический журнал. 1984 г. № 6.

2. Подр. см. напр. Маляренко Ю., Хватова М. Развитие электрической активности мозга у детей... с помощью музыки // Физиология человека. 1996. Том 22. №1., а также Хризман Т., Еремеева В., Лоскутова Т.Эмоции, речь и активность мозга ребенка.М.: Педагогика, 1991 г.

3. «Nordicjournalofmusictherapy». 2000 г. № 1.

4.См. Вебер Э. Музыка делает школу М.: Эксмо, 1999 г. и Вюнш В. Формирование человека посредством музыкиМ.: Парсифаль, 1997 г.

<=

=>