Услышать музыку сфер

       Поэтическая организация текста и, соответственно, мышления (если рационалистически упростить) – это приведение больших информационных массивов к системному, структурно упорядоченному, взаимоувязанному (размерностью, ритмом, рифмой, метафорами и т. д.) обозримому и запоминаемому целому. В наше время, время лавинообразного нарастания информации, именно поэтическая, то есть универсальная, организация восприятия и мышления может сделать человека способным ориентироваться в этом информационном Космосе и активно, и – главное – осознанно(!) работать с большими информационными потоками.

    Необходимо отметить, что и древние догадывались о созидательных свойствах поэзии, песни в их взаимодействии с человеческим мозгом. Достаточно вспомнить, что у древних греков первоначально было всего три богини искусств:

       Аойда (в дальнейшем – Ода) – богиня поэзии и песнопения;

       Милета – богиня опыта и обучения;

       Мнема (в дальнейшем – Мнемосина) – богиня памяти, будущая мать девяти известных муз.

       Аналогичные триады: «песня (стих) – память – обучение» легко находятся и в мифологиях других древних культур.

   Таким образом, мы видим, что поэзия, песня является не только инструментом познания Мира, проводником, включающим адепта в Целое, приобщающего его к Высшему Разуму, но и мощным инструментом организации и гармонизации человеческого сознания и личности человека, она структурирует человеческий мозг и, по большому счёту, ответственна за всё человеческое в человеке.

   К сожалению, методы преподавания, которые превалируют в современной школьной системе и зачастую переносятся на процесс обучения дошкольников, в основном ориентированы на левополушарное восприятие обучаемых. Эта методика противоречит самой эволюционной природе человеческого мозга и неизбежно влечёт за собой проблему мотивации – дети теряют природный интерес к обучению уже в раннем возрасте и не приобретают его в школе, что не только неизбежно снижает эффективность учебных процессов, но и пагубно сказываются на физическом и психическом здоровье детей.

   В настоящее время речь должна идти о полном переосмыслении концепции воспитания и обучения детей в нашей стране.

   Насаждаемая ныне западная система образования приводит к упрощению, «спрямлению» процесса мышления обучаемых, сводит его к набору типовых алгоритмов решения задач. Западная «вербализованная» модель образования углубляет и усугубляет негативные последствия прошедших коммуникативных революций, их угнетающее влияние на психику человека в области возможностей переработки и освоения внешней информации.

   И действительно, знаковыми показателями «прогресса» западной модели цивилизации становятся:

  - горы невостребованной информации, как печатной, так, с недавних пор, и электронной, дисфункция процесса информационного поиска, ускоренное «старение» информации –в информационной сфере;

 - «укорачивание» и «спрямление» мышления, безоценочность восприятия, упадок и деморализация общественного интеллекта, обеднение лексического словаря и другие негативные последствия –в сфере психосоциальной.

   В этой связи следует пристально изучить и аспект национальной безопасности. А он особенно актуализируется сегодня в связи с тем, что процесс коммуникативной информатизации, монополизирован узкой группой владельцев индустрии глобальных средств массовой информации и коммуникации. Этот процесс всё более явно становится орудием насильственного насаждения идеи глобализации, инструментом навязчивого программирования бездуховной системы ценностей и потребительских моделей мышления, экономически поглощает и «монтирует под себя» развитие образования, науки и искусства в интересах сохранения и дальнейшего распространения потребительской социально-интеллектуальной формации. И всё это –за счёт подавления и девальвации альтернативных, национально-самобытных информационных культур.

  Опасность деградационных эффектов коммуникативной информатизации состоит в «распределённом» (структурно-статистическом) характере его угроз. Накапливаясь в виде множества мелких и разнотипных ущербов безопасности личности, обществу и государству (эколого-психологических, межличностных, межэтнических, познавательных, интеллектуальных, социальных, лингвистических, экономических, юридических и пр., и пр.), угрозы этого рода практически не улавливаются (согласно Второй теореме Курта Гёделя(Gödel, Kurt Friedrich) о неполноте: «Логическая полнота (или неполнота) любой системы аксиом не может быть доказана в  рамках этой системы») в рамках парадигмы узко-прагматического, безальтернативного, рефлексивно-обеднённого современного  «клипового» мышления.

   Противостояние таким угрозам требует не только интеллектуальной твёрдости, но и мобилизации глубинных национально-психологических ресурсов, адекватных принципов построения и развития отечественной науки и –в первую очередь! –образования и воспитания, обеспечения их собственной безопасности.

   Задача преодоления недостатков и ограниченности вербализированного, «спрямлённого» мышления и формирования нового –«мусического» –типа мышления представляется разрешимой с помощью кропотливого, последовательного, поэтапного развития человеческого (в первую очередь детского!) интеллекта через глубинную реформу системы образования, создание и активное государственное лоббирование альтернативной системы средств массовой информации и коммуникации, создание хорошо продуманной, всесторонней, «сквозной» системы «мусического» воспитания личности.

   Пора понять, что России XXI века нужны гармонично развитые, высокообразованные граждане.

   Получить же гармонично развитую личность попросту невозможно без музыкального, песенно-поэтического образования, которое должно начинаться с рождения ребёнка (а может даже и с периода его внутриутробного развития).

Кстати:

   Недавние исследования группы психологов под руководством Кетлин Вермке (Wermke,Kathleen)из университета Вюрцбурга (Германия) показали, что крик новорождённых детей по своим фонетическим и интонационным особенностям соответствует таковым особенностям языка их родителей. Авторы исследования связывают это с тем, что ребёнок слышит родную речь, находясь ещё в утробе матери, и, воспринимая так называемые «просодические» (то есть мелодийные) характеристики материнской речи, в дальнейшем имитирует некоторые её особенности произношения в своём плаче, даже ещё не умея говорить. Это указывает на то, что речевые центры начинают формироваться ещё до рождения, должным образом структурируя нейронные связи соответствующих участков головного мозга ребёнка.

   Знаменитый американский лингвист Ноам Хомский(Chomsky, Noam)считает, что к моменту рождения в мозге ребёнка уже сформирована специальная нейронная сеть, кодирующая некую «универсальную языковую грамматику» (грубо говоря – общие законы построения предложений), и ребёнку остаётся лишь «заполнить» ячейки этой сети фонемами и словами своего конкретного языка.

   Таким образом, высказываемые ранее многочисленные гипотезы о пользе для будущего развития ребёнка «прослушивания» им в утробе материнской речи и пения, гармонической музыки обретают, наконец, твёрдую почву под ногами.

   Это музыкальное, песенно-поэтическое образование должно быть ежедневным (!), оно должно пронизывать весь процесс обучения ребёнка и даже его быт на всём протяжении периода формирования его личности.

   Поэтому уже на первом, (а ещё лучше – на нулевом!) этапе реформы образования

 

е ж е д н е в н ы е  музыкальные, песенно-поэтические занятия

 в детских  садах  и  школах  должны  стать  не  просто  нормой,  но  нормой

о б я з а т е л ь н о й !

 

   Музыка, песня, поэзия в самых лучших своих проявлениях должны окружать ребёнка с самых первых его шагов в детских воспитательных и образовательных учреждениях, должны сопровождать его постоянно и повсеместно, перманентно настраивая, гармонизируя его душу в соответствии с высоким звучанием их камертона.

<=

=>