Услышать музыку сфер

   Именно в этот период – в первые два-три года жизни – мозг ребёнка как бы ускоренно проходит весь тот отрезок человеческой эволюции, когда возникновение осмысленной и членораздельной речи форсированно, раз и навсегда вырвало человека, как биологический вид, из мира животных и вознесло его на вершину эволюционной пирамиды.

Реплика:

   Произошло это, по оценкам учёных, примерно 100 тыс. лет назад. А ведь до этого Homo, как биологический вид, существовал уже порядка двух миллионов лет. Существовал, особо не выделяясь в общем ряду своих многочисленных человекообразных собратьев. И только возникновение языка, речи дало человеку разумному и способность к созданию сложных орудий труда, и образное и абстрактное мышление.

   Дальше – больше. Наилучшим катализатором процесса разделения функций полушарий мозга  является, оказывается, не просто человеческая речь, но речь ритмизированная, гармонизированная, то есть поэзия (песня).

Реплика:

   Я намеренно не разграничиваю песню и поэзию. Во-первых первого без второго не бывает. А во-вторых ещё в первой половине 20-го века великим российским математиком Андреем Колмогоровым в ряде работ, объединённых общей темой: «Математика и поэзия», доказано, что любой поэтический текст имеет ряд математических решений и, фактически, представляет собой тактовую матрицу по параметру времени. То есть, с математической точки зрения принципиальной разницы между песней и поэзией нет.

    Поэтическая речь, в виду своих структурных особенностей (ритмика, рифма, ассонанс, ассоциативность и пр.), является прекрасным системным организатором мозга. Под действием поэтического слова интенсивно развиваются зоны мозга, ответственные за развитие речи у ребёнка: зона понимания речи (зона Вернике), зона накопления словарного запаса (зона Брока), а также и другие «интеллектуальные» зоны. Чем больше поэзии получает ребёнок в первые месяцы и годы развития, тем в более эвристическом режиме функционирует его мозг, тем больше человек в дальнейшем продвинут во всех областях деятельности – в научной, инженерной, гуманитарной. В работу вступают принципы мышления совершенно иными категориями. Мозг начинает работать во всей полноте эвристического целостного матричного мышления. Это – принцип синергии (взаимообогащающего содружества) правого и левого полушарий.

   Песня, стих – механизм принудительного формирования речевых зон мозга человека, «...механизм принудительного запуска создания системных структур восприятия и мышления мозга» (Ф. Тёрнер, Э. Пёппель), путь возникновения, развития и усвоения языка. Песня есть способ импринтинга –  впечатывания – языка в нейробиологию человека, в структуру его мозга, способ запуска механизма профилирования нейронно-синапсных связей и организации системного биомеханического языка мозга. Она организует в межполушарных связях встречные информационные потоки, которые усиливают, активируют работу всего мозга и, в конечном итоге, меняют его эволюционную направленность.

Информация к размышлению 1:

   Совсем недавно группа исследователей Хельсинского университета установила, что за музыкальные способности человека и его способности к освоению речи отвечает один и тот же участок генома, то есть музыкальные способности человека связаны с теми же генетическими механизмами, что и речь. По мнению руководителя группы Ирмы Ярвели (Jarvela, Irma E.)это «...может дать новый подход к пониманию роли музыки в функционировании человеческого мозга, человеческой эволюции и её отношению к лингвистическим способностям».

Информация к размышлению 2:

   В биологии есть понятие сигнального биологического поля совокупности результатов специфических и неспецифических воздействий организмов на среду, меняющих её структуру и состояние.

  Одним из таких полей является акустическое поле. Его значение возрастает в эволюционном ряду и достигает своего максимума у птиц и млекопитающих (к последним, как известно, относится и Homosapiens).

   Наблюдения за птицами вида воробьиных привели учёных к выводу о прямой зависимости обилия вида и плотности птичьего населения от сложности певческого репертуара соловьёв и других певчих птиц, проживающих на данной территории. Чем меньшее количество певчих птиц акустически «воздействует» на данную территорию и чем беднее их певческий репертуар,тем меньше нагружена певческая среда, тем меньше возможностей к подражанию и научению, тем беднее собственный репертуар воробьиных, тем меньше вероятность нахождения партнёра и продолжения потомства. Это доказывает необходимость сохранения определённой плотности и структурной сложности акустических сигнальных полей для полноценного развития, как репродуктивной системы популяции, так и её социальной структуры, психики и коммуникативных способностей животных.

     Давно подмечено, что при изучении иностранных языков, использование песни, поэзии как приёма мнемоники даёт наилучшие результаты. Песня, поэзия значительно облегчают процесс и увеличивают объём запоминаемой информации путём образования искусственных ассоциативных связей.

Справка:

   При исследовании когнитивных (познавательных) процессов в мозгу человека психологи обычно выделяют три вида систем хранения информации, поступающей извне или вырабатываемой самим мозгом: сенсорную память, кратковременную (оперативную) память и долговременную (пожизненную) память.

   Ёмкость сенсорной памяти, то есть количества единиц информации, которое она в состоянии запечатлеть, практически не ограничено, но время хранения информации в ней составляет от 0,5 до 2 сек. В эту память поступает информация от всех рецепторов человека – видео- и аудиоинформация, тактильные и прочие ощущения.

   С помощью фокусирования внимания часть информации из сенсорной памяти может быть переведена в оперативную, где время её жизни уже порядка минуты. Туда же попадает информация, вырабатываемая в процессе размышления самим мозгом.

   Если мозг сочтёт какую-то информацию, хранящуюся в кратковременной памяти важной, она переходит в долговременную память. Эта память статическая, то есть информация, попавшая туда, раз и навсегда «вырубается на камне».

   Оперативная же память – феномен динамический. Информация в ней представлена меняющейся во времени формой волн, очерёдностью возбуждения тех или иных нейронных групп и т.п. Хранится такая «временная» информация в нейронных цепочках с обратной связью, что обеспечивает её реверберацию (циклическое воспроизведение).

   Обычно ёмкости оперативной памяти нам не хватает. Достаточно попробовать с первого раза занести в записную книжку десятизначный номер продиктованного телефона, чтобы в этом убедиться.

   В 1956 году известный американский психолог Джордж Миллер (Miller,Georg А.)обнаружил, что ёмкость оперативной памяти у человека составляет порядка семи информационных единиц.

   В ноябре 2009 года немецким исследователем Кристианом Биком (Beek, Christian) совместно с известным российским физиком Михаилом Рабиновичем была построена теория, объясняющая механизм работы оперативной памяти. В частности, из данной теории следует, что сила ингибиторных (тормозящих) связей между нейронными кластерами (обеспечивающая заданную последовательность запоминания информации) возрастает экспоненциально с ростом количества единиц информации, поступающих в оперативную память на хранение. Так воспроизведение последовательности из семи-восьми информационных единиц требует силы ингибиторной связи порядка 15 (в относительных единицах), а для воспроизведения 13 единиц необходимо уже около 200, что с биологической точки зрения абсолютно нереально.

   Однако если к процессу запоминания подключаются факторы, связанные с взаимодействием (ассоциацией) с информацией, уже хранящейся в долговременной памяти, например с поэтическим текстом или музыкой, ёмкость оперативной памяти может многократно(!) увеличиваться.

<=

=>