Услышать музыку сфер

Часть третья.

Дополнительная (Рекламная).

 

«...среди бессознательных идей привилегированными, т.е. способными стать сознательными, являются те, которые прямо или косвенно наиболее глубоко воздействуют на наши чувства».

Анри Пуанкаре

 

«Авторская песня - это всегда чувство храма...»

Владимир Ланцберг

 

       Что такое «авторская песня»?

       Попробуем сначала разобраться в самом термине.

       Призовём на помощь науку этимологию. Что же мы видим?

       Автор: отauctor(лат.) автор, писатель, основатель, создатель, творец, даритель, вдохновитель, судья, авторитет, опекун, руководитель.

       Песня, петь – от «пети»: (санскрит) петь, наполняться, соединяться, иметь путь, иметь цель.

       Какая богатая, ко многому обязывающая гамма смыслов!

       Ну и, конечно, авторская песня – это песня, представляемая автором, несущая в себе авторскую позицию, оценку, мировоззрение.

 

    Авторская песня в наши дни остаётся чуть ли не единственным полноценным противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она, по выражению Булата Шалвовича Окуджавы «...писалась думающими людьми для думающих людей».

    Кто из фанатичных поклонников нынешних эстрадных кумиров вникает в смысл тех слов, что они поют? Произнесите большинство широко известных куплетов без музыки – и откровенная пошлость, а зачастую и элементарная безграмотность  резанёт слух. А ведь этот кич, этот суррогат песенной поэзии воспринимается некоторыми зрителями, а чаще всего это – наши дети, как откровение, вытесняя с эстрады, с телеэкрана подлинные мысли и чувства, которые несёт настоящее музыкальное, поэтическое слово.

        Булат Окуджава: «...Для того чтобы противостоять массовой культуре, нужно нечто серьезное, л и ч н о с т н о е».

       Концерт эстрадного артиста – это всегда показ. Показ своего голоса, показ своего тела, в лучшем случае, – показ самой песни.

   Творческий вечер автора – это, прежде всего, форма духовного общения. Это – приглашение к сопереживанию, к соразмышлению. Это – отстаивание своих принципов, своего мировоззрения, своего понимания мира.

       Авторская песня – это, прежде всего, авторская позиция. Общечеловеческая, гражданская, философская, эстетическая.

       Эстрадная песня самодостаточна. Ей не важен слушатель, по большому счёту, он ей и не нужен (нужен только его кошелёк!), поскольку она не подразумевает обратной эмоционально-интеллектуальной реакции. Авторская же песня всегда обращена к слушателю, ей кровно необходима обратная связь. Она обращена к человеку, как к носителю не кошелька, но разума, и это обращение создаёт принцип отношений, где нет места ни пошлому заигрыванию, ни менторству, а есть диалог единомышленников, друзей.

       Как и всякая высокая культура, авторская песня – это поиски смыслов, ценностей, желание поделиться этим с друзьями, близкими. Отсюда такая открытость, искренность и жажда диалога. С друзьями и аудиторией стремятся поделиться, а публике стремятся понравиться. Вот принципиальное отличие авторской песни от эстрады.

       Авторская песня – это серьёзные размышления об окружающей нас действительности, о жизни человека и общества, размышления, быть может, острые, может даже трагические, порой, наоборот, иронические, но всегда и обязательно – искренние. Ведь авторская песня и родилась из этих размышлений, из раздумий, из острых сюжетов, из волнений души.

    Сегодняшний интерес к авторской песне не случаен. Он вызван тем, что, в нашем обществе потеряна духовность, нравственная опора, а авторская песня, серьёзная поэзия – первый признак духовности, источник нравственности. Она имеет огромный потенциал, она может противостоять «эстрадно-попсовой» развлекательности не в смысле спора – пусть существует и то, и другое, –  а в качестве необходимого противовеса.

     Авторская песня, в её лучших проявлениях, пробуждает и развивает в человеке такие жизненно необходимые для личности чувства, как:

 - национальное самосознание, патриотизм, гордость за свою Родину, любовь к Отечеству;

 - любовь к Женщине – матери, любимой – трепетное отношение к ней;

- уважение человека, личности;

 - преданность дружбе, искренность, бескорыстность, взаимопонимание, ответственность за своих друзей, за свои решения и поступки;

 - понимание истинных ценностей в жизни –  «...не покупается доброе имя, талант и любовь» и «...не всё то золото, хоть и сверкает и даже звенит»;

- чувство прекрасного, глубокое понимание поэтического слова;

       Авторской песне присуща особая, индивидуальная  и н т о н а ц и я,  связанная с личным мироощущением, мировосприятием автора-исполнителя, его манерой общения со слушателями, искренность и доверительность высказывания, открытость для сопереживания.

       Уникальная же интонация авторской песни возникает из  о б щ е й   к у л ь т у р ы  создателей этой песни, из дружеского обращения к своим близким, к друзьям, а не к публике. Это интонация тепла, доверия, открытости, диалога, понимания. А диалог и понимание – это основа развития человека, общности и цивилизации.

Авторская песня чаще исполняется в группе или группой, но всегда остается глубоко интимным, крайне частным, исключающим всех остальных, диалогом между автором и исполнителем, автором и слушателем. В этом диалоге, соприкасаясь с текстом и музыкой, человек начинает лучше понимать себя, свои переживания, становится осознаннее, обретает силы и оптимизм для действия, поскольку, в большинстве своём даже минорные бардовские песни глубоко оптимистичны по духу.

   Многие великие мыслители, учёные и поэты древности оставили многочисленные свидетельства лечебных свойств музыки, песен. Музыкальная терапия находит всё большее количество сторонников в современной психиатрии и медицине. Не обойдена вниманием в этом смысле и песня авторская.

  На кафедре психиатрии Крымского медицинского университета в 80-х - 90-х годах прошлого века более десяти лет велись исследования по вопросу психотерапевтического влияния авторской песни.

   Толчком к исследованиям послужило предположение, что такие свойства авторской песни, как: чуждость поэтическим и музыкальным шаблонам, конъюнктурности, позволяющая авторской песне быть наиболее адекватным средством выражения переживаний и размышлений авторов; несомненная общечеловеческая, гуманистическая направленность пропагандируемых ею ценностей – дружбы, взаимовыручки, любви, примата духовного над материальным; отсутствие фальши; многосмысленность текстов, оставляющая слушателю возможность для приращения индивидуального, глубоко личного переосмысливания произведения и позволяющая на чувственном уровне ассимилировать опыт и переживание автора, – дадут положительные результаты при её психотерапевтическом использовании. Учитывалось и то, что многие тексты в психоаналитическом смысле являются проявлениями работы бессознательного в химически чистом виде, как в сновидениях, фантазиях и свободных ассоциациях.

<=

=>