Услышать музыку сфер

        Авторская песня через поэтическое слово, усиленное доверительной  и н т о н а ц и е й, призвана будить в человеке мысль, а следовательно, и мораль, ибо только мыслящий человек морален.

        «Только правильная философия, правильное мировоззрение способны сохранить человека – и телесно, и духовно. Зло возникает... от бездумья. Залог совестливости не просто чувство, а мысль...» (Дмитрий Лихачёв)

         Авторская песня даёт сопричастному к ней развитие и сердечное, и интеллектуальное, и нравственное, а в целом – развитие духовное. Разве это не достаточная причина для того, чтобы погрузиться в этот прекрасный, пронизанный солнечным ветром высокой поэзии, мир

                                      «...и ждать, чтоб высшее начало

                                       тебя всё чаще побеждало,

                                       чтобы расти ему в ответ...»

                                                                    Райнер Рильке

     В своих лучших образцах авторская песня выходит на уровень уже не песенного искусства, она превращается, скорее, в сакральное действо, она создаётся автором как молитва, гимн и воспринимается слушателями как откровение. Она взлетает к высшим духовным сферам и, наполненная их знанием, обогащённая их энергетикой, возвращается к нам. И не даром известный российский бард Андрей Ампилов говорил о творчестве Булата Окуджавы: «Он растворил небесное в земном...».    

         Авторская песня, обратившись к лучшим образцам русской поэтической классики, (и очень трудно себе представить, что этого бы не произошло!) смогла донести до широкого слушателя всю неповторимость и всю гениальность русской классической поэзии. В авторской песне чуть ли не впервые адекватно и органично зазвучали стихи Блока и Есенина, Ахматовой и Цветаевой, Пастернака и Бродского. И не потому, что самодеятельные авторы лучше владеют нотной грамотой или обладают более мощным вокалом. Чаще как раз наоборот. Всё дело в том, что бард обращается к стихам, скажем, Ахматовой или Мандельштама не потому, что хочет «выехать» на громком имени и не потому, что, приставив палец к высокому лбу, думает: «А не донести ли мне Ахматову до народа?..», а только потому, что в данный момент времени он открыл в этих стихах   с е б я,  потому, что в данный момент его душа оказалась созвучна именно этим мыслям, резонансна именно для этих  и н т о н а ц и й.

      Авторская песня, кроме всего прочего, как безусловный элемент народного творчества, является хранительницей и «возродительницей» исконных фольклорных традиций русского народа, которые в последние несколько веков российской истории под воздействием то церковного, то административного, то партийно-классового прессинга сохранялись, скорее, вопреки, нежели благодаря официальной политике государства.

       Ещё в 1648 году царь Алексей Михайлович Тишайший издал указ, который в частности гласил: «Богомерзких скоморохов с домрами и гуслями, шутов, гаеров потешных... с площадей... в шею гнать, ...а кои, ослушавшись, свой богопротивный промысел продолжут, тех бить батогами... Опричь где объявятся домры и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные сосуды, изломав те бесовские игры, пожечь немедля...». На льду Волги, Волхова, Оки, Москвы-реки были сожжены целые возы музыкальных инструментов. Скоморошество на Руси было практически уничтожено, и с древней русской авторской песней было покончено на многие и многие годы.

        И только хрущёвская «оттепель» конца 50-х годов прошлого века «разморозила» и вновь пустила в рост могучий пласт народного песенного творчества.

        И, кстати, именно в этом – в стирании временных дистанций, в собирании воедино всего лучшего, что дала русская национальная словесность за всю свою многовековую историю – от народного фольклора, до произведений поэтических гениев – и заключён великий возрожденческий принцип, – принцип  с о б о р н о с т и,  то есть принцип собирания времён в одну точку, который – ах, как хочется в это верить! – поможет преодолеть «тёмные века» русской культуры.

       «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Притчи, 21:23).

Современная авторская песня, родившаяся в середине XX века, служившая духовной отдушиной нескольким поколениям советских людей, вырвавшаяся на свободу в годы перестройки, не затерялась в бешеных ритмах современной действительности. Конечно, как и вся российская культура, она в настоящий момент испытывает мощнейшее давление монетаризма и коммерциализации. Не все выдерживают этот прессинг. К сожалению, очень многие талантливые авторы променяли смех муз на звон злата. Продолжается вырождение фестивалей авторской песни. Из некогда слётов единомышленников, почти сакральных действ, высших судов, где авторы оценивались по «гамбургскому счёту», фестивали всё чаще превращаются в модные «тусовки», в способ зарабатывания денег, а задачей некогда неподкупных авторитетных жюри всё чаще становится лоббирование «нужных» конкурсантов.

       «Сначала на эти песенные форумы собирались послушать исполнителей, тех, что несли новое слово, поэзию личностное начало; людей, знающих, что сказать и знающих о мире. И люди приходили, чтобы услышать слово о мире, и чтобы познать себя…

        Постепенно судьи, под давлением масс, стали отдавать предпочтение тем, кого охотнее принимала толпа: пошли у неё на поводу. Призы стали получать люди с более красивыми голосами, в более нарядных одеждах те, что производили внешнее впечатление, а также те, кто приходил с высокими покровителями…».  

        Даже не верится, что эта цитата не из сегодняшних газет. А сказано это мудрецом Лукианом о событиях, отстоящих от нас более чем на две тысячи лет – о Пифийских играх. Всё в истории повторяется...

Однако хоронить авторскую песню ещё слишком рано. Она не сломалась, она только слегка прогнулась под бешеным напором новых времён. Слишком велик её потенциал, слишком  много  д у м а ю щ и х  людей остаются её верными солдатами, бескорыстными, а значит, неподкупными.

Поднятая новой волной талантливых авторов, авторская песня продолжает своё шествие уже по веку XXI, оставаясь по-прежнему искусством «...думающих людей для думающих людей».

       Древнегреческий учёный-пифагориец, философ, математик и музыковед Дамон, учениками которого считали себя Платон и Аристотель, говорил: «Песня может созидать, песня может разрушать, песня может исцелять, песня может ввергать в безумие... Ряд изменений в музыке может привести к изменению государственного строя. Музыка и песнопение управляют миром...». «Никогда не изменится стиль в музыке без последующего переворота в политике...» – дополняет своего учителя Платон.

Песня – наиболее органичная для человека, исторически и генетически предопределенная форма и инструмент обретения языка. Разумеется, если это – песня, в которой язык представлен во всём многообразии своих литературных и поэтических форм.

  В этом смысле у авторской песни накоплен значительный потенциал и опыт приобщения к слову. Ведь основная функция песни и есть – сделать её язык языком каждого. Обретая язык, мы обретаем культуру и науку, человека и нацию, обретаем настоящее и будущее.

       «Когда народ и интеллигенция заговорят на общем для всех языке русской литературы у нас потекут молочные реки». Фёдор Достоевский.

   «Благородные песни делают народ достойным процветания». Ригведа (3 тысячи лет до Ф. Достоевского).

Авторская песня, связующая всё пространство русской поэтической словесности это и есть путь к литературе, к поэзии, к уникальным возможностям нашего языка, ибо: 

«Поэт слышит язык неба, но только рапсод делает этот язык всеобщим достоянием» –  (Сократв «Диалогах» Платона).

      И именно поэтическая, авторская песня и есть то, если не единственное, то, во всяком случае, далеко не последнее средство, с помощью которого можно и должно спасти сбившуюся с пути человеческую цивилизацию.

   И поскольку единственной страной, которая находится сейчас на должном уровне развития музыкальной поэзии является Россия, именно Русской Авторской Песне отводится столь значимая, судьбоносная роль – сделать «великий и могучий» языком всенародного общения, языком новой цивилизации.

 

__________________________________________________________________________________

 

Подр. см.: Вербенко Н.  «Психотерапия с гитарой в руках» Таврический журнал психиатрии 1997 г., № 1, т.1;

<=