Крылатой гвардии сыны

АВДЕЕВ  Александр  Федорович

 

    Родился в 1917 году в селе Большая Талинка Рассказовского района Тамбов­ской области. Русский. Затем семья переехала в Люблино под Москву. В 1933 году Александр поступил в ФЗУ, после окончания которого работал сле­сарем литейно-механического завода и одновременно успешно занимался в Подольском аэроклубе. В 1937 году он поступает в Борисоглебскую летную школу пилотов. Война застала лейтенанта Авдеева под Ленинградом в качестве командира эскадрильи 153-го истреби­тельного авиаполка. Воевал на Ле­нинградском и Воронежском фронтах. 12 августа 1942 года в небе над Новой Усманью Воронежской области в воздушном бою протаранил фашистский самолет «Фокке-Вульф», повторив подвиг прославленного летчика Виктора Талалихина. Александр погиб смертью храбрых.

 

   За 8 месяцев обороны города на Неве летчики полка провели 177 воздушных боев, в ходе которых сбито 35 вражеских самолетов. Более 5 тысяч самолетовылетов на счету авиаполка за этот короткий период. В результате штурма и бомбардировок аэродромов противника уничтожено на земле 29. повреждено 22 гитлеровских самолета.

   Имеются статистические данные об огромных прочих потерях противника в результате штурмовых действий наших истребителей: более 5 тысяч человек живой силы, 620 автомашин, 19 танков, 280 железнодорожных вагонов, цистерны с горючим, арторудия, склады и т. д., и т. д.

В боях в блокадном небе Ленинграда были невосполнимые потери и   в   нашем   авиаполку.   За    8   месяцев   мы   потеряли   24   летчика и 37 самолетов. Это объясняется тем, что в начальный период войны! Личный    состав   полка   еще   не   имел   достаточного   опыта   ведения воздушного боя.

   В первые месяцы войны с фашистами проявили себя многие пилоты. Например, старший лейтенант А. И. Никитин участвовал в 66 воздушных боях, в результате к тому времени у него было 14 сбитых самолетов противника. 55 воздушных боев и 11 сбитых самолетов — счет другого пилота, старшего лейтенанта В. Г. Карпухи­на. В летопись полка занесены также фамилиии таких «асов» воздушного боя, как лейтенант Петрин, старший лейтенант П. С. Кирса­нов, старший лейтенант О. М. Родионов. Наибольшее количество боевых вылетов в полку к марту 1942 года имели летчики Н. Ф. Мака­ренко и А. В. Кисляков.

   В музее Боевой славы полка на стенде Героев помещена фотогра­фия молодого красивого парня. Под ней подпись: «Георгий Петрович Ларионов». От экскурсовода узнаем, что погиб командир эскадрильи 20 июля в воздушном бою на Ленинградском фронте. Ленинградец. Родился в 1908 году. С 1932 года в авиации. Воевал с финнами, за что в числе немногих был удостоен звания Героя Советского Союза. В январе 1941 года прославленный летчик прибыл в 153 ИАГН, где был назначен командиром эскадрильи. Его очень уважали однополчане, поэтому тяжело переживали горечь от безвременной гибели героя.

   Особую славу авиаполку принес летчик лейтенант Никита Харитонович Ржавский. О его подвиге писали почти все фронтовые газеты. Он был высок, обладал огромной силой. Широко развернутые плечи, твердый взгляд серых глаз, светлые, цвета ржи, волосы. Хороший русский парень Ржавский летал на «Чайке», из которой умел «выжать» все. что требовалось ему в бою. Каждый день он делал по шесть-семь боевых вылетов. 7 декабря 1941 года молодой пилот, совершая свой 283-й вылет, в составе четырех самолетов штурмовал скопление автомашин противника, при этом его самолет был подбит снарядом, а сам летчик — ранен.

   Атакованный четырьмя МЕ-109, тяжело раненный лейтенант Ржавский не оставил своих товарищей и продолжал вести воздушный бой.  Только  после   того,  как  самолеты   противника  вышли  из боя, истекающий кровью летчик направил самолет к своему аэродрому. Однако от большой потери крови силы стали покидать Никиту Харитоновича. И он погиб. Лейтенанту Ржавскому Н. X. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а приказом командующе­го 6 ВА командир звена 2-й эскадрильи навечно зачислен в списки полка.

   В обеспечении боевых вылетов особенно проявили себя военнослу­жащие аэродрома инженеры Аксененко. Плугин. техник Паляков. механик Пилипенко. моторист Изотов и другие. Технический состав, как правило, за ночь приводил в боеготовность поврежденные самолеты, чтобы на следующий день они смогли вновь подняться в воздух.

   Совместными усилиями всех видов вооруженных сил и родов войск, опирающихся в своей борьбе на героическую помощь населения города Ленинграда, была создана прочная, глубоко эшелонированная и непреодолимая для врага оборона города. Определенный вклад в этот успех внесли авиаторы 153-го авиаполка. В итоге приказом НКОСССР № 207 от 4 мая 1943 года за боевые заслуги в восьмиме­сячной обороне города полку присвоено персональное наименование «Ленинградский».

<=

=>