Наше время похоже на странный коллаж...

31.01

***

      Пролетарская и буржуазная культуры (а возможно, и идеологии) – не взаимоисключающие явления. Это два поставленные в одной комнате зеркала, отражающие друг друга. Они разные, но комната – одна. И она их объединяет. Отсюда – нечего приписывать модернизму упадочность, реакционность, как это делает Горький и – отчасти – Бунин. Модернизм – это эмоциональная (м.б., чересчур эмоциональная) реакция нормального человека на гримасы ненормального мира и времени. Нарушена гармония между человеком и миром; всё видится в кривом, дисгармонирующем зеркале. Отсюда и модернистские «монстры».

 Но есть поиски этой гармонии (а не упивание этой дисгармонией – духовный мазохизм) – а отсюда полифония: красок, звуков, стилей, даже языка. В чём-то, как мне кажется, это близко по сути культуре барокко.

                                                                       ***

      Там, где нет противоречий, там нет настоящего искусства. Есть лишь притязание на своеобразие. Конфликт – perpetum mobile искусства. Но, как стилистический приём, бесконфликтность может быть конфликтом. В сатире, например.

 11.09

 Уже 1,5 недели отработал в школе. Пожалуй, интересно. Но мне не хватает навыков монологической речи. Тем более что люблю диалог. И не хватает – катастрофически – общепедагогических знаний и навыков.

 6.10

 Школа должна давать образование и воспитывать образованием. Воспитание как воспитание – приоритет семьи. Очень осторожно следует относиться к применению игровых методов в обучении и воспитании в школе. Они должны быть рабочими, не размывать учебных и развивающих целей. Это ведь не детский сад. Дети тоже ведь находятся на работе, – наравне с педагогами.

 9.10

 Гена Трошанов – умный человек, но уставший. Наломали дров товарищи строители коммунизма. Человек чувствует себя дома беженцем – без войны, без голода, без мора. Не любят у нас инако думающих, инако – в соответствии с задумкой природы – устроенных.

 19.10

 Умения и навыки учеников должны быть доведены до автоматизма, чтобы они ни минуты не задумывались: а как? а зачем? а правильно ли? И это до тех пор, пока не будет заложена база знаний, фундамент. Но, с другой стороны, необходимо дать и алгоритмы получения новых знаний, методику, т.е., научить задавать себе самому вопросы. Противоречие. Как его преодолеть? Сомнение в фундаментальных знаниях для большинства убивает интерес к знанию вообще, а без такого сомнения развитие науки практически невозможно. Но школа – не академия. И всё-таки – разрешить это противоречие важно. Нужно научиться учить самостоятельности мышления на прочном научном фундаменте. Иначе – это только игрушки, только работа и заработок. Тошненько.

 30.10

 Труд никогда не сделается потребностью. Осознанной необходимостью – да. Но именно в этом – свобода. Говорят: труд создал человека. Если это буквально, то не уверен в этом. Человека человеком сделала необходимость. Труд – это всего лишь форма, в которую вылилась эта необходимость. Отсюда: история человечества – история развития воплотившейся в труде необходимости.

 8.11

   Мы, может быть, и сейчас находимся в состоянии гражданской войны.

 13.11

   Очень понравилась мысль Томаса Стернза Элиота в «ЛГ» от 26.10.88 №43. Я думаю, он прав: «Ни один университет не должен быть учреждением исключительно национального характера, хоть и стоит на национальной почве. У университетов Европы должны быть свои общие идеалы и свои обязательства по отношению друг к другу. Они должны быть не зависимы от правительств. Они должны быть учебными заведениями для подготовки умелых бюрократов или для создания условий учёным взять как можно больше от своих иностранных коллег. Их долг – охранять знание, искать истину и, насколько это в человеческих силах, добывать мудрость».

   С того момента, как наука, особенно социальная, начинает быть оружием борьбы в политике и идеологии, она прекращает быть собственно наукой. В дело науки не должны вмешиваться люди далёкие от неё. С этой точки зрения, наука должна носить характер некоторой храмовости.

 14.11

   Воспитание и обучение в школе? Семья и школа? Где и в чём синтезирующее этих оппозиций? Если удастся его найти, отпадёт необходимость в скороспелых и неумных реформах школы.

1989

8.01.

   Удивительное состояние – хочу работать, и, вроде бы работаю, а тут вдруг получаю по рукам и незаметный почти намёк: «Не сметь!» И не знаю, что делать.

 14.01.

   Витиеватость мысли – ещё не оригинальность её. Оригинальность в простоте и новизне (не важно понимают это другие или нет) или, на худой конец, в субъективном характере её оформления, что тоже может быть крайне витиеватым. Во как!

17.01.

   Любое искусство – условность. Там, где это игнорируют, получается более или менее удачная копия действительности. Зачем же копировать то, что и так дано. Это скучно. Оттого скучен натурализм.

   Правда, есть фотография. Но в фотографии произведением искусства следует считать глаз фотографа, точнее, его избирательность и вкус.

   Хотя, может быть, у натурализма есть и другая задача: отбор материала в его, так сказать, «сыром виде», для дальнейшей художественной огранки уже методами и средствами искусства. Трудно представить, каково было бы «Преступление и наказание» без физиологических очерков Петербурга.

 1.03.

   Каждое мгновение своей жизни, или почти каждое, если не лукавить, пытался сделать что-то небесполезное, что-то нужное хоть кому-нибудь, пытался продвинуться в познании истинных (как это я понимал и понимаю сейчас) духовных ценностей. И что же? Я вижу себя в той же точке, с которой начинал. Знания мало что дали душе и духу.

 2.03.

   Зачитываюсь, как когда-то в армии, Достоевским. Читаю запоем.

 7.03.

   Сейчас вокруг столько грязи, что, чем больше стараешься уберечься от неё, тем сильнее пачкаешься. Лучший способ – меньше о ней думать и делать своё дело. И почаще убираться в своём Доме.

<=

=>