Публицистика
ОДИНОКАЯ ПТИЦА НА ВЕТКЕ
«ТАЛАНТ ВСЕГДА УЯЗВИМ…» Мрачноватый, слегка картавящий юноша, с раскачивающейся походкой и крупными жилистыми руками, он походил на обычного работягу. Но это было обманчивое впечатление. Когда Володя ушел в цех, Соловская мне сказала: - Дмитриев наш может стать большим художником, если, - она сделала паузу. - Что «если»? - спросил я. - Понимаете…, - Соловская закурила папиросу «Беломор». - Талант уязвимая штука. Мало его иметь, нужно правильно им распорядиться. Этому разговору много лет… Октябрина Георгиевна Соловская осталась в памяти андреапольцев самобытной личностью. Автор чудесных поделок из местной синей глины, она хорошо разбиралась в классической литературе, пела под гитару русские романсы, выращивала необыкновенно красивые цветы. Культурная жизнь небольшого полувоенного города в 60-е-80-е годы крутилась во многом вокруг нее. А Владимир Дмитриев… Судьба этого одаренного человека по-своему драматична и поучительна. Прежде всего, думается, для молодых художников… В 1974 году, имея за плечами некоторый опыт модельщика - Дмитриев помогал Соловской на Андреапольском фарфоровом заводе создавать образцы изделий из глины (их затем выпускал цех ширпотрба), он поехал сдавать экзамены в Абрамцевское училище, которое в свое время окончила Соловская. В то время открылось художественное училище в Калинине, и абитуриентам из нашей области давали рекомендацию поступать именно в него. Володя был принят на живописное отделение. Когда меня перевели работать в Калинин, мы с Дмитриевым иногда пересекались на улице или на художественных выставках. Здоровались, обменивались андреапольскими новостями. Этот период его жизни описан искусствоведом, членом Союза художников РФ Еленой Грачевой в статье, помещенной в её альбоме «Владимир Дмитриев. Живопись. Графика. Керамика. Коллаж», вышедшем в 2011 году. Грачева рассказывает, что педагогом по живописи у Дмитриева был достаточно опытный и одаренный художник Анатолий Васильевич Морозов, и что «его уроки Владимир усваивал глубоко», хотя в первые годы обучения «не выделялся особыми успехами». Грачева рассказывала, что Дмитриев был завсегдатаем специализированного зала по искусству областной библиотеки имени Горького, ездил на значительные выставки в Москву. Это помогало ему формироваться как художнику. Внесло свою лепту и пребывание (по рекомендации областной организации Союза художников) на «Академической даче», под Вышним Волочком, хотя эти места для него так и не стали любимыми. Андреаполь, родина - вот что его неизменно манило. Публичный дебют художника Дмитриева состоялся весной 1976 года на выставке картин молодых художников в зале областной картинной галереи.Спустя год - новая выставка, в зале искусств областной картинной галереи. В экспозиции выставлялись работы наиболее одаренных в живописи студентов старших курсов. Как пишет Елена Грачева, «Дмитриев представил на выставку пейзажный этюд, а также погрудный автопортрет в красной рубашке - произведение вполне традиционное по композиции, несколько небрежное по рисунку. Главное для молодого автора, и это явственно видно, колористическое решение с доминирующим красным цветом». Когда я увидел репродукцию этой работы, то сразу вспомнил, что в молодые годы Володя любил носить красно-бордовую рубашку и красный шарф, чем выделялся среди своих андреапольских сверстников. Кстати, если этот автопортрет художника сохранился, то другой, где он был изображен именно в красном шарфе (он был представлен на молодежной выставке в Доме художника), исчез бесследно. |