Ощущение рода

Чтобы не погасла свеча

Как Филиппов Дворец спасал

  Мы договорились встретиться с Владимиром Васильевичем Филипповым в шестнадцать, но я пришел на полчаса раньше. Захотелось посмотреть, почувствовать атмосферу Дворца. Поднялся на второй этаж, подошел к перилам. Внизу самозабвенно кружились под музыку танцоры. Откуда-то доносилось хоровое пение. Глухо вздыхал контрабас. В кресле холла сидела задумчивая девочка с мольбертом…

   Мой взгляд уперся в надпись: «Родители, не подходите к перилам, не отвлекайте детей от занятий». Я отошел и…увидел Филиппова.

   - Живет наш Дворец, да?

   - Еще как живет!

   -Семьдесят кружков,   десять народных коллективов. Тысяча триста человек всего занимается. Дети, взрослые…

   - Поразительно, как вам это удалось?

   - Удалось… Но могло быть иначе, - задумчиво произнес Филиппов.

   В начале 90-х, когда все в стране начало рушиться, не миновала сия горькая доля и культурные учреждения. В Твери один за другим исчезали Дворцы культуры. «Строитель, имени Трусова, «Синтетик», «Октябрь»…Выстояли немногие, среди них ДК «Химволокно». А мог и не выстоять.

   - Кто «повелся» на «бабки», закрывались первыми, - вспоминал Филиппов в своем кабинете. - И нас могла ожидать такая  участь. ДК финансировался в основном объединением «Химволокно», часть средств, на содержание штата, давал отраслевой профсоюз. Вызвал меня в 1995-м директор объединения Борис Владимирович Байдаков: «Делай, что хочешь, но дотяни до приватизации». Зарплаты не было. Коллектив распался. Уволились все пятеро заслуженных работников. Оставшиеся работники пребывали в пессимизме. Я тоже был не в лучшем настроении, но решил бороться.

   Ситуация - как при катастрофе корабля. До берега далеко, его и не видно. Одни покидают борт на шлюпке. Другие панически дожидаются  спасателей. Третьи, во главе с капитаном, пытаются заделать пробоины. Теперь я знаю: везет последним. Основная задача, которую я поставил - создать новый коллектив. Причем на новых принципах. Уже потом я прочел в «Нашем современнике» о формуле успеха по-восточному. Смысл - сочетание «единого и распыленного». Примерно так же мы и поступили, хотя о китайском опыте я в то время ничего не знал. Каждому из руководителей коллективов я приобрел за счет ДК лицензии на частное предпринимательство. Часть площадей, не больше 15 процентов, сдали во временную аренду сторонним пользователям - под бильярдную, бар, магазин. На появившиеся деньги открыли коллективы: хореографический, вокальный, изобразительный, спортивных танцев…

   Добрым словом он вспоминает директора экскаваторного завода Павла Борисовича Панкратова. Под его руководством завод крепко стоял на ногах, получал большие прибыли. Щедрой рукой мецената Панкратов спонсировал ДК «Химволокно» два года на сумму, равную примерно стоимости двух экскаваторов. В то время завод построил собственный клуб, и Панкратов пригласил Филиппова его посмотреть .Конструкция клуба показалась Владимиру Васильевичу непродуманной.

   - Проект ни к селу, ни к городу. Какой идиот все это придумал?

    А придумал-то, оказалось, сам Павел Борисович. На этой почве они рассорились. Дворец в одночасье лишился спонсора, но это его не подкосило. Схема обеспечения жизнедеятельности Дворца себя оправдывала. Владимир Васильевич вспомнил эпизод, относящейся к той поре:

   - Есть кое и кого некоторых людей недостаток - думать о других людях хуже, чем есть на самом деле. Кто-то пустил слух, что Филиппов занимается личной коммерцией. Приехал опытный чиновник-финансист, стал разбираться. Ко мне - ни одной претензии. Сказал: «Извини, Владимир Васильевич, что побеспокоил».

   Тем временем в 1997 году вновь возникла опасность ликвидации Дворца. Это был связано с банкротством объединения «Химволокно». Филиппова пригласил внешний управляющий объединением Николай Николаевич Мачалаба и решительно заявил:

   - Будем выставлять ДК на торги!  Подготовь к этому коллектив!

   «Ну, уж - черта с два!» - заклокотала душа Филиппова.

   Нужен был какой-то нестандартный и эффективный ход. Такой, чтобы сразу поколебал замысел Мачалабы продать Дворец. Всю ночь продумал Владимир Филиппович на кухне, испив десяток чашек кофе, а утром позвонил на региональное телевидение:

   - Как вы смотрите, если мы совместно проведем телевизионный фестиваль талантов?

   Идея была поддержана. Срок проведения фестиваля установился в два года. Техническую сторону обеспечивал я. Телевизионщики во главе с моими друзьями Володей Вохминцевым и Вячеславом Милюковым снимали и монтировали фильмы. Местная пресса информационно нас поддержала. Успех был несомненный. Еще один нестандартный ход - «аукционы холостяков». Еще нигде в России подобные мероприятия не проводились». Пользуясь связями, пригласил для их освещения российские и зарубежные СМИ. Приехали «Литературная газета», «Известия», «Комсомолка», «Труд», первый и второй телеканалы, европейское телевидение. Все они дали подробные репортажи. Скоро соблазн проводить «аукционы» у меня пропал. Я понял - это не мое. Но дело было сделано. Выставлять ДК на торги при общероссийской известности грозило обернуться скандалом. Мачалаба это, видимо, осознал…

   Дворец выжил, но по-прежнему остро стоял вопрос стабильного финансирования Дворца, обеспечить его мог только бюджет. Филиппов подключил общественность. Когда было собрано в поддержку ДК три тысячи голосов тверичан, обратился к городским властям с просьбой включить его в бюджет города.

   - Если бы речь шла об одном здании, какой смысл нас было включать в бюджетную статью? Мы бы выглядели нахлебниками. Но в ДК к той поре сложился творческий  коллектив, работали десятки кружков, действовала звукозаписывающая студия. Михаил Круг, кстати, записал в ней все свои альбомы за исключением первого…

   Мэр Александр Петрович Белоусов и председатель городской думы Валерий Михайлович Павлов хорошо знали, что ДК живет полнокровной жизнью. А тут еще Николай Николаевич Черников, он был областным депутатом, замолвил за нас словцо. В общем, просьба моя была поддержана. На радостях я купил шампанское, конфеты и позвал своих ближайших сподвижников, чтобы сообщить им приятную новость. А когда мэром стал Лебедев, нам снова повезло: при поддержке Олега Станиславовича мы осуществили капитальный ремонт Дворца. За четыре года израсходовали около 30 миллионов рублей…

   «Где теперь Мачалаба с его торгами? - думал я, слушая рассказ Филиппова. - А ДК, благодаря настойчивости его директора, сохранился, превратившись к сегодняшнему дню в респектабельный МДК. Муниципальный духовой оркестр, муниципальный оркестр народных инструментов, ансамбль классического пения «Грезы», хор ветеранов, изостудия «Зебра», вокал-дэнс «Ассорити», шоу-балет «Тревел», ансамбль индийского танца, спортивно-танцевальный клуб «Олимп», модельное агентство «Шарм», рок группы «НЗ», «Рыба-Луна», «Моторы», «Пойдем с нами»…Газета «Горожанин» отмечала: «Жизнь кипит и фонтанирует буквально на каждом квадратном сантиметре площади Дворца: в залах, комнатах, коридорах, на чердаке и в подвале и даже на лестничных площадках всегда можно увидеть людей увлеченно делающих что-то, тут можно встретить танцоров и боксеров, певичек и медичек, артистов, культуристов, биллиардистов, художников, и прочих всевозможников». Только в прошлом году в МДК «Химволокно» проведено 720 мероприятий: концертов, выставок, конкурсов, торжественных собраний, вечеров отдыха, фестивалей…

   Сейчас под коммерческие нужды Филиппов сдает не более трех процентов общей площади Дворца - лишь в одном помещении располагается офис частной фирмы. Выражение «культурные услуги» ему не по душе. Культура не должна быть бизнесом. Для себя он даже изобрел лозунг: «Там, где начинаются  деньги, там заканчивается творчество». Но как руководитель он должен постоянно думать о создании условий для работы коллективов. Без денег здесь не обойтись. Если недостает бюджетных средств, а решено обновить устаревшее оборудование, начинает искать выход, как пополнить кассу своего учреждения. Помогает разовая сдача помещение под проведение общественно-политических мероприятий. Многих притягивает ныне наполненный содержательной жизнью, сверкающий паркетом и люстрами Дворец.

<=

=>