Ощущение рода

Два типа сознания

   Помню, возвращаясь с рыбалки, я завернул в Волок. Не успел еще вылезти из машины у дома Алексея Глебовича, как идущая по улице женщина молвила:

   - Глядите, увезите его…

   - А что, без него вам никак?

   - Никак, мил человек. Душу нам лечит Глебыч наш…

   Жители Волока и окрестных деревень идут к А.Г. Яковицкому за советом и помощью. Просят рассказать, как надо креститься, венчаться, исповедоваться, открывая из его уст для себя такое, о чем они раньше, считая себя православными, и не задумывались.

   Что нежелательно, например, приносить в храм вместо живых бумажные цветы - они есть подмена истинного. В церковном обиходе нельзя также использовать цветные фотографии святых вместо икон. Икона - свидетельство истины, а фотография лишь искусная имитация, несущая в себе элемент лжи. Разговор с иконой нельзя начинать первым. Нужно дожидаться такого чудодейственного мгновения, когда она сама начнет разговор с твоей душой. Ибо, как подметил князь Трубецкой, не мы глядим на икону, а икона как «умозрение в красках» глядит на нас…

   Что принятие и использование универсальной электронной карты - от лукавого, который, опутает всех, кто легкомысленно относится к спасению души. Ведь тем самым мы отдаем себя во власть анонимного «электронного правительства» и становимся жертвами всемирной технотронной тирании. В священном писании об этом сказано так: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы» (Рим. 6.16)...

   Что верующий, произнося слова молитвы «…да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля твоя яко на земли и на небеси», должен понимать: он молится о грядущей кончине мира и наступлении Царства Христова, и не следует этого бояться, воспринимая это как неизбежность…

   Много чего полезного, важного узнают от него люди…

   В его обширной домашней библиотеке работы русских философов прошлых веков и современных мыслителей, в том числе безвременно почившего Александра Панарина.

   - Знакомясь с его творчеством, лучше понимаешь, почему так много русских интеллигентов эмигрирует из больших городов в провинцию. На мой взгляд, происходит резкое отторжение двух типов сознания и вдохновения. Первый - глобалистский, это тип меньшинства. Оно поставило выше всего свое брюхо и заражено, как подметил Панарин, идеологией нового социал-расизма. Ему в Москве живется неплохо, не случайно там столько миллиардеров. Второй - тип изгойского большинства, которое объединяется по принципу «Золотого правила этики» Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Это правило выражает здоровое, правильное отношение человека к окружающему миру. Этому большинству в больной Москве стало неуютно…

   В зиму 2010 года, когда энергетика района оказалась в коллапсе, а, кроме того, была приведена в негодность дорога от Андреаполя до Волока, приобрело скандальную известность «обращение» моих земляков к американскому президенту. Узнав из размещенных в Интернете «секретных документов» Wikileaks о том, что США проявляют стратегический интерес к нефтепроводу Унеча - Андреаполь - Усть-Луга, они, в стиле черного юмора, отмечали, что местная власть «борется с террористами», лишая их лесной среды обитания путем массовой вырубки лесов. Что она также лишает их возможности быстрого передвижения путем приведения в непроезжее состояние дорог. Однако, по их словам, этих мер недостаточно. Земляки «просили» у Обамы помощи справиться с «террористическими угрозами», обращая особое внимание на «злобные вылазки к электросетям». Ведь, в результате отсутствия электричества, подчеркивали неизвестные авторы, «мы не можем следить за грандиозными победами демократии и сокрушительными поражениями террористов, которые в настоящее время мы связываем исключительно с вашим гениальным руководством в этой войне».

   - Читал обращение к Обаме? - спросил я по телефону у Яковицкого:

   - Ну, как же! Ядовито написано.

   - Угадывается литературная рука.

   - Сразу и не сообразишь, чья. Грамотного народу у нас прибавилось.

   Прибавилось, это точно. В Волоке и в окрестных деревнях нашли пристанище журналисты, художники, бывшие инженеры оборонных предприятий, «отставные» военные летчики и «грушники». Люди с достойным образованием, профессиональным и жизненным опытом, они оказались не у дел (кто по возрасту, кто из-за распада коллективов) там, где работали раньше.

   Анатолий Петрович Силаев, родной брат Алексея Глебовича по линии матери, в прошлом специалист ракетостроения, живет в Синькове.

   Александр Анатольевич Русанов, окончив медицинское училище, два года служил в Афганистане, а после окончания мединститута работал невропатологом ведомственной поликлиники. Поликлинику поставили на реконструкцию. Потомственный доктор Русанов остался без работы. В Волоке у него дом.

   Сергей Павлович Гуренков трудился на предприятии ВПК. После его развала занялся предпринимательством, но «заели» финансовые проверки. Недавно устроился электромонтажником в фирму по установке и обслуживанию телекоммуникаций, противопожарной и охранной сигнализации. Лето проводит в Волоке.

   Александр Сергеевич Нефедов много лет отдал космической отрасли. После закрытия оборонного предприятия, был рядовым охранником. Живет в Бобровце.

   Андрей Николаевич Мельников, кандидат технических наук, работал в подмосковном НИИ. После того как НИИ деградировал, занимался бизнесом. Живет в Колотилове.

   Анатолий Владимирович Махалин, работал испытателем в Летно-Испытательном институте в Жуковском. Живет в деревне Савино…

   - Вот и подумай, во что превратилась наша страна, если ей не нужны классные инженеры, но зато требуются фарцовщики и малообразованные мигранты! - горько усмехался Яковицкий.

   Я же подумал о другом. Будто бы специально, Господь посылает этих патриотов русскую деревню. И для того, думается, посылает, чтобы помогали они здесь держать коллективную оборону против тех, кто насылает на деревню всевозможные напасти, пытаясь добить ее до конца.

«Надо слаживаться…»

   При всех своих возвышенных думах о минувшем и настоящем, в быту Алексей Глебович ведет обычную деревенскую жизнь. Как заправский крестьянин пашет огород, держит кур-несушек, собирает в Шипулином бору грибы, ягоды, лекарственные травы, ставит жерлицы на речке Говшице…

   Нынешней осенью я задумался, кому бы отдать на временное содержание трех кур. «Можно попроситься к Яковицкому, - пришла мысль. Позвонил ему. Он согласился выручить.

   Алексея Глебовича я застал в просторном дворе его волокской «усадьбы». Он держал в руках ножовку и молоток, собираясь ремонтировать птичник.

   - Краской пометил, чтоб с моими не перепутались? - спросил он.

   - Пометил…

   -  Давай их сюда.

   Выпорхнув из корзин в просторный вольер на дворе Яковицкого, три привезенных из Андреаполя ярко-рыжих красавицы оказались в центре внимания хозяйского петуха.

   - Этот бравый гуляка, может, к соседкам шастать перестанет, - улыбнулся Яковицкий. - Но пока я их посажу в темное место. Ночью с моими легче свыкнутся… Слушай, ты про пиявок рассказывал. Откуда знакомый твой их брал?

   - Из Озерцов. Обвяжется вокруг пояса веревкой, бултых в озеро и собирает. А ты лечить кого-то собрался?

   - Какой из меня лекарь? Саша-врач интересовался.

   За разговором он довершил работу, после чего мы отправились в дом. В узкой прихожей, на полу, громоздились мелкие банки с соленьями-вареньями, а на подоконнике стояла наполненная водой трехлитровая - с черными извивающимися пиявками.

   - Пользованные. Месяца три нужно, не меньше, чтобы они восстановили прежнюю целебную силу, - со знанием дела разъяснил Алексей Глебович. - Та-ак … что-то я тебе приготовил, - он взял с компьютерного столика флешку. - Пыхаловские статьи тут про изменника Власова… А еще - новое о Сталине. Как он против троцкистов за православие боролся…

   Через несколько дней, будучи уже в Твери, я позвонил в Волок А. Г. Яковицкому:

   - Как мои «постояльцы» поживают?

   - А что им сделается? Сыты, довольны. Одна, правда, особнячком держится. Но сладятся, обязательно сладятся. Куда им деваться? В одном пространстве живут, как никак. - Помедлив, Алексей Глебович добавил: - Вот и нам, людям, настало время слаживаться. Все к тому идет, что грядут скоро худшие времена. А чтобы выстоять, надо определиться, где свой по духу, а где чужой.

2012 г.

<=

=>