Публицистика

ОДИНОКАЯ ПТИЦА НА ВЕТКЕ

    Недавно в мои руки попал альбом, посвященный творчеству безвременно ушедшего из жизни тверского художника Владимира Дмитриева. Об этом человеке, моем земляке, тверские СМИ писали до обидного мало. Мне захотелось восполнить этот пробел.

«ТАЛАНТ ВСЕГДА УЯЗВИМ…»

   Мрачноватый, слегка картавящий юноша, с раскачивающейся походкой и крупными жилистыми руками, он походил на обычного работягу. Но это было обманчивое впечатление.

   Когда Володя ушел в цех, Соловская мне сказала:

   - Дмитриев наш может стать большим художником, если, - она сделала паузу.

   - Что «если»? - спросил я.

   - Понимаете…, - Соловская закурила папиросу «Беломор». - Талант уязвимая штука. Мало его иметь, нужно правильно им распорядиться.

   Этому разговору много лет…

   Октябрина Георгиевна Соловская осталась в памяти андреапольцев самобытной личностью. Автор чудесных поделок из местной синей глины, она хорошо разбиралась в классической литературе, пела под гитару русские романсы, выращивала необыкновенно красивые цветы. Культурная жизнь небольшого полувоенного города в 60-е-80-е годы крутилась во многом вокруг нее. А Владимир Дмитриев… Судьба этого одаренного человека по-своему драматична и поучительна. Прежде всего, думается, для молодых художников…

    В 1974 году, имея за плечами некоторый опыт модельщика - Дмитриев помогал Соловской на Андреапольском фарфоровом заводе создавать образцы изделий из глины (их затем выпускал цех ширпотрба), он поехал сдавать экзамены в Абрамцевское училище, которое в свое время окончила Соловская. В то время открылось художественное училище в Калинине, и абитуриентам из нашей области давали рекомендацию поступать именно в него. Володя был принят на живописное отделение.

   Когда меня перевели работать в Калинин, мы с Дмитриевым иногда пересекались на улице или на художественных выставках. Здоровались, обменивались андреапольскими новостями. Этот период его жизни описан искусствоведом, членом Союза художников РФ Еленой Грачевой в статье, помещенной в её альбоме «Владимир Дмитриев. Живопись. Графика. Керамика. Коллаж», вышедшем в 2011 году. Грачева рассказывает, что педагогом по живописи у Дмитриева был достаточно опытный и одаренный художник Анатолий Васильевич Морозов, и что «его уроки Владимир усваивал глубоко», хотя в первые годы обучения «не выделялся особыми успехами». Грачева рассказывала, что Дмитриев был завсегдатаем специализированного зала по искусству областной библиотеки имени Горького, ездил на значительные выставки в Москву. Это помогало ему формироваться как художнику. Внесло свою лепту и пребывание (по рекомендации областной организации Союза художников) на «Академической даче», под Вышним Волочком, хотя эти места для него так и не стали любимыми. Андреаполь, родина - вот что его неизменно манило.

   Публичный дебют художника Дмитриева состоялся весной 1976 года на выставке картин молодых художников в зале областной картинной галереи.Спустя год - новая выставка, в зале искусств областной картинной галереи. В экспозиции выставлялись работы наиболее одаренных в живописи студентов старших курсов. Как пишет Елена Грачева, «Дмитриев представил на выставку пейзажный этюд, а также погрудный автопортрет в красной рубашке - произведение вполне традиционное по композиции, несколько небрежное по рисунку.  Главное для молодого автора, и это явственно видно, колористическое решение с доминирующим красным цветом». Когда я увидел репродукцию этой работы, то сразу вспомнил, что  в молодые годы Володя любил носить красно-бордовую рубашку и красный шарф, чем выделялся среди своих андреапольских сверстников. Кстати, если этот автопортрет художника сохранился, то другой, где он был изображен именно в красном шарфе (он был представлен на молодежной выставке в Доме художника), исчез бесследно.

<=

=>