У истока Западной Двины
ЦЕРКОВЬ В НАШЕМ КРАЕ
В 1988 году в мире широко отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Официальное принятие Киевской Русью христианства в 988 году было большим историческим событием. С принятием христианства Русь утвердила свою самобытность и создала величественную по своему достоинству культуру — русскую письменность, литературу, зодчество.
Перестройка нашей современной жизни коснулась всех слоев советского общества, затронула она и церковь, которая способна через умы прихожан активно участвовать в жизни, деятельности Отечества.
В корне изменилось нынче отношение государства к церкви. Явно прослеживается это и на примере событий, происходящих в христианской жизни нашего района. Не случайно в городе Андреаполе началась служба в молельном доме, а на высоком левом берегу реки Западная Двина поднялись леса новостройки — тут будет церковь.
В начале XX века в нынешних границах Андреапольского района существовало 17 погостов. Погостами в X-XVIII веках назывались центры сельской общины. Здесь, как правило, находились церковь с кладбищем и небольшое поселение.
Наш короткий исторический обзор начнем с рассказа о погосте Дубна. Этот, в прошлом маленький поселок, был" расположен в районе ныне действующего литейного цеха. Уже в XVI веке это место среди других пограничных погостов значилось в договоре с Литвой, как погост Дубно с церковью Рождества Пресвятой Богородицы.
В конце XVIII века в документе «Писцовая церковная земля погоста Дубна священно-церковнослужителей» (ф. 1355, оп. 1, д. 1197, л. 225 об.) записано, что погост располагался «у речки Городенки на левой стороне, церковь каменная Рождества Пресвятыя Богородицы с пределами чудотворца Николая и Дмитрия Ростовского, нового чудотворца. А дачею — реки Двины на правой, речки Городенки на левой стороных и по обе ж стороны большой дороги на Торопец и Осташков, земля иловатая, хлеб и покосы средственны, лес дровяной».
А в списке населенных мест Псковской губернии (СПб, 1885 г.) значится, что в погосте Дубно 9 дворов, проживало 19 мужчин и 17 женщин, имелись церковь, часовня и лавка.
В 1937-38 годах служба в церкви прекратилась, она была частично разрушена и передана под промышленное предприятие.
Еще в XV веке погост Луги среди прочих сел значился как пограничный погост Московского и Литовского княжеств. А до этого погост Петра и Павла находился в 13 верстах от Лугов к Осташкову — в селе Маринницы. Этот погост был разрушен в одно из литовских нашествий. Позже деревянная церковь была построена в Лугах. Каменный храм здесь был возведен в 1764 году и назван Троицкой церковью.
На берегу озера Лобно, недалеко от Хотилиц, был одноименный погост. Известно, что каменная церковь была построена в конце XVII века. Погост здесь существовал и ранее. Он упоминается в договорных грамотах XVI века. Затем в этом красивом месте образовалось село с большим приходом, население которого и построило на месте деревянной каменную церковь. Строили ее торопецкие мастера.
Погост Балагой — так значится его название на дореволюци-онной географической карте. В церковных записях находим, что в 1906 году церковь отмечала 150-летний юбилей. Значит существовала она с 1756 года.
Расположена церковь была там, где сейчас находится старое поселковое кладбище. Здесь же в своих небольших домах проживал притч, священник, дьякон, псаломщик, просвирня и сторож церкви.
Другие погосты мы лишь перечислим: погост Рожня (д. Балбекино), Жукопа, Бросно, Жельно, Торопаца, Неворож (на озере Неворож в 1,5 км от д. Борок Воскресенского сельсовета), два погоста — Георгия Любуты и Николая Любуты в Гладкологском сельсовете, Лучане, Пужакино, Даньково, Скудино. Всех их постигла участь одинаковая — в 30-х годах церкви были закрыты, разорены, пришли в запустение.
В настоящее время, откликаясь на просьбы верующих, многие церкви Тверской области восстанавливаются, в них организуется служба. В Андреаполе также начато строительство новой церкви.