У истока Западной Двины

НАШ КРАЙ В XVIII-ХIX ВЕКАХ

   В XVIII-XIX веках Торопецкие земли входили в Псковскую провинцию, затем во вторую Белорусскую губернию, а с 1777 года - в Псковское наместничество, в котором было создано 10 уездов, в том числе и Торопецкий. В уезд входило 18 волостей, часть которых занимали территорию нынешнего Андреапольского района: Неворожская (центр - с. Воскре-сенское), Турская (центр - с. Гладкий Лог), Туровская (от д. Борок до д. Покровское), Торопацкая (центр - с. Торопаца) и другие.

   А что из себя представляло по административному делению левобережье реки Западная Двина? Населенные пункты нынешнего Балбекинского сельсовета относились к Бельскому уезду Смоленской губернии, часть Андреапольского сельсове­та (д. Кремено, Роженка, Карабаново, Рогово, Мачихино), а также Луговской и Жукопской сельсоветы относились к Осташковскому уезду Тверской губернии.

  В 1905-1906 годах рядом с поместьем Кушелева прокладыва­ется вторая Николаевская железная дорога Бологое - Невель (позднее Бологое - Полоцк). Начиналось строительство в 1902 году. Стройка привлекла большое количество местных крестьян, которые в поисках заработка охотно уходили из деревень. Помещик Андрей Кушелев, земли которого близко прилегали к строящейся железнодорожной линии, по слухам, дал крупную взятку инженерам-проектировщикам для того, чтобы она прошла вблизи его усадьбы. По крайней мере помещик немало об этом хлопотал. Проектировщики и строи­тели удовлетворили просьбу А. А. Кушелева, все необходимые изменения в проект были внесены. Станция на правом берегу реки Западная Двина получила название Андреяно Поле, а затем - Андреаполь, хотя долгое время люди называли станцию Дубной. Сторожилы вспоминали, как большая толпа людей из Андреаполя и окрестных деревень собралась в 1905 году посмотреть на первый паровоз. Он был маленький и с длинной трубой. Теперь до Торопца и других мест люди начали ездить на поезде.

  С того же времени населенные пункты Дубна, Андреяно Поле и имение Горка объединяются в один пристанционный поселок Андреаполь. Начинается также застройка правого берега реки. Усадьба помещика А. А. Кушелева до революции представляла собой довольно обустроенное имение: двухэтажный барский дом, парк, сад, хозяйственные постройки.

  Погост Дубна мало чем отличался от погостов царской России того времени. В нем было, кроме церкви, не менее двадцати жилых домов. Среди них выделялись дома священника, дьякона, псаломщика и просвира. В доме священника в сороковых годах нашего столетия была размещена больница. Поэтому одна из улиц около литейного цеха и сегодня называется Больничной. Пятистенный дом дьякона в 1931 году был занят под общежитие рабочих. Рядом с бывшей церковью до революции размещалась трехклассовая школа, занимались в ней около 40 учеников. Дети, посещавшие ее, изучали Закон Божий, историю Ветхого Завета, Старославянский язык, грамматику, арифметику и пение.

  В первые годы Советской власти эту школу перевели в бывший двухэтажный кушелевский дом. И сейчас здесь учатся начальные классы городской средней школы № 1.

  Уцелел до сегодняшних дней двухэтажный дом около моста через речку Городня, который раньше принадлежал церковно­му старосте Андрею Ираимовичу. Сейчас в нем размещается отделение госбанка.

  Поселок строился по строго разработанному плану, с пра­вильными прямыми и широкими улицами. В первую очередь застраивались улицы, близлежащие к станции: Береговая (ныне Советская), Вокзальная (ныне Половчени), Водопроводная (ныне Новгородская), Заводская (ныне Гагарина) и другие.

  Там, где находится Советский переулок, раньше был Угрюмовский парк, а после Великой Отечественной войны здесь были построены поселковая баня, пекарня, склады и жилые дома.

  В 1907 году в Андреаполе работали два завода — известко­вый и лесопильный. Известковый завод занимал территорию нынешнего строительно-монтажного участка, а карьер по добыче известняка располагался через дорогу. И сейчас на этом месте следы его существования заметны.

   Незадолго до революции разоряющийся помещик А. А. Кушелев продал (по народной молве - проиграл в карты) свое имение крупному московскому землевладельцу Протопопову, который позднее подарил его своему зятю полковнику Бейдеману.

   За линией железной дороги, напротив моста на горе (в районе средней школы № 2) стоял еще один деревянный барский дом с колоннами. Это было имение Горки, принадле­жавшее капиталисту Шалиту. В имении пахотных и сенокосных угодий было немало. Все богатство заключалось в огромных массивах леса. Сам владелец безвыездно жил в Риге. Всеми делами ведали доверенные управляющие.

  До строительства железной дороги в нашей местности повсюду стояли нетронутые труднопроходимые леса. Не зря в народе наш край называли медвежьим углом.

  Как только железная дорога вступила в строй, к нам начали съезжаться коммерсанты, лесопромышленники. Они скупали лес большими участками, строили лесозаводы. Заготавливае­мый лес сплавляли по реке Западная Двина, а пиломатериалы вывозили на станцию Андреаполь. Только от Андреаполя до Жукова (кроме андреапольских Софийского и Талытовского) до революции действовали шесть лесопильных заводов: в Климове, на реке Русановке, в Горбовке, в Беляеве, в Рытом Ляде и в Горке. Сплав леса по реке Западная Двина не стал играть столь важную роль в торговле нашими лесными богатствами. Теперь лесоматериалы грузили в вагоны и вывози­ли по железной дороге в Ригу, Варшаву и другие города.

<=

=>