У истока Западной Двины

РЕКА-ТРУЖЕНИЦА

  С древних времен река Западная Двина - труженица. Она име­ла большое торговое и стратегическое значение. Начинаясь в самом центре Русского государства, река была важной торговой артерией, связывающей Московию с Балтийским морем. По ней шел поток то­варов не только в. страны Балтийского бассейна, но и в Византию, Грецию, Рим. Веками с верховьев сплавлялся корабельный мачтовый лес в Ригу для постройки судов. Весной из Охватского озера до Риги опытные сплавщики проходили весь путь за 18-20 дней. Не­мало трудностей, даже опасностей подстерегало их на этом пути. Так, известный до сих пор порог под названием "Чертово Гумнище" у деревни Соболево был опасен для сплава. И чтобы закупить его, удачно пройти, сплавщики бросали перед ним медные деньги.

   В статье про Западную Двину в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона за 1894 год утверждается, что "Судоходство и сплав леса по Двине производится со времен норманов, они плава­ли по ней в "шнелах" и "ладьях". Затем появились суда больших размеров - уганы, а с XVI века - струги. Для сплава струга, подни­мавшего до 120 тысяч пудов груза, до Риги от Белого требуется в весеннее время 15-20 дней, а от Торопца - 16 дней."

   В 1701 году стольник Цызырев по заданию Петра I провел раз­ведку, сделал чертеж и описание Двины от истока до Полоцка. Вот что он писал: "От озера Аоото (Охват) до села Дубна по Двине ме­ли великие и от села Дубна вниз мели есть же. И от того села Дубна рекою Двиною в полную большую воду возможно стругами итить."

   А вот какую запись находим мы в книге А. Сапунова "Река Запа­дная Двина. Историко-географический обзор" (Витебск, 1893 г.): "Ве­сеннее половодье держит эту речную область, наполненную водой, в течение 20 дней, но плоты из Охват-Жаденье, приходящие ежедневно, находят вполне пригодное время для плотосплава в течение одной недели, ибо в остальное время мешает ледоход, ветра и другие случайности".

   В статистическом сборнике Министерства путей сообщения за 1890 год приведены сведения по отправлению и прибытию местных строительных материалов и дров по пристаням, расположенным в верховьях Двины (в тысячах пудов): Клин - 187, Лубенькино - 80, Ерохино - 310, Васильеве - 179, Рожня - 272, Дубно - 910, Ло-сосна - 499, Курово - 31.

   В 1816 году в топографическом и медико-физическом описании города Осташкова и уезда имеются данные, что жители уезда про­изводят изрядный торг лесом, которого отправляется ежегодно: по реке Волге - на 200 тысяч рублей, по Двине - на 100 тысяч, по Цне - на 50 тысяч рублей.

   В верховье Двины лесными промыслами и сплавами занимались в основном крестьяне Давыдовской волости (центр д Луги). До 1880 года практиковалась выборочная рубка леса. Рубились стволы самые крупные - от 5 до 10 сажен и не тоньше 5 вершков в от­рубе. В работах участвовали главным образом мужчины, им помогали женщины и подростки.

   На лесной заработок выходили в первых числах октября и зака­нчивали, когда санный путь начинал портиться. На сгон леса ряди­лись артелями по 5-24 человека. Обо всем этом мы узнаем в сбо­рнике статистических сведений по Тверской губернии за 1896 год. Здесь же читаем, что артель ручалась всем своим имуществом за каждого своего артельщика. Плата устанавливалась с дерева и  "гонки". Во время сплава гонщики отвечали полностью перед нани­мателем за причиненные ему убытки.

   Велик был риск и сплавщиков, они рисковали не только своим здоровьем, но даже жизнью. Случалось, что гонки разбивались на порогах. Кроме того гонки часто садились на мель, чтобы спихнуть с нее или собрать лес, приходилось постоянно работать в холодной воде. При благоприятном исходе на сплав гонки до Риги уходило в весеннюю пору 18-20 дней. Затем сплавщики пешком возвращались домой.

  Наиболее известные фамилии лесопромышленников в нашем крае конца XIX века были Ромейко, Шереметьевы, Середняковы, Бердины.

<=

=>