А.А. Соламес. Человек, религия и психиатрия (наблюдения, гипотезы и опыты)

   У всех мужчин и женщин в руках была небольшая чаша – единственный предмет, необходимый для завершения обряда. Некоторые жертвы в последние минуты своей земной жизни должны были ещё выполнять определённые задания. Например, известно, что музыканты играли на своих инструментах до своей кончины. Когда гробница была вскрыта, их руки всё ещё сжимали струны арф и лир. По команде все выпивали смертельное зелье. В одной из гробниц археологи посреди ямы нашли большой медный сосуд, в котором, очевидно, был налит яд. После этого каждый занимал своё место в ожидании смерти и перехода в иную жизнь вместе со своим царём или царицей. Затем могильщики убивали жертвенных животных, клали музыкальные инструменты на тела музыкантш и сбрасывали сверху землю – засыпали могилу» [23].

   Однако, Ур не исчез после вавилонского разорения, произведённого царём Хамураппи. Ур ещё несколько раз разорялся и вновь отстраивался, но уже был в зависимости от Вавилона. Даже царь Вавилона Навуходоносор участвовал в строительстве в Уре.

   Только в IV в. до н.э. жители окончательно покинули город. Это, повидимому, произошло не из-за нашествия врагов, а по природным условиям. Евфрат перенёс своё русло на восток так далеко, что жители не смогли обеспечить себя водой и вынуждены были покинуть Ур.

   Шумер, как государство, обладал высокой культурой. Создав из своего пиктографического письма первую клинописную систему, шумеры тем самым стали учителями вавилонян, ассирийцев и других народов, пользовавшихся клинописью. Многие аккадские слова заимствованы из шумерского языка. Также вавилоняне и ассирийцы восприняли культовые символы, значительные элементы культуры и мировоззрения шумеров. У шумеров уже в середине III тысячелетия до н.э. была четырёхколёсная повозка. Возможно, они были первыми  изобретателями колеса. Шумеры строили прекрасные храмовые и царские дворцы. Жители умели обрабатывать металлы: создавали медное оружие и броню, создавали произведения искусства из золота и серебра – посуду, предметы украшения для человека. Они создали культовые скульптуры животных, синкретических животных и людей. Также они создали прекрасные мозаичные и барельефные произведения. Шумеры обладали флотом и были прекрасными мореходами, занимались торговлей. Строили фортификационные сооружения.

   Происхождение шумеров учёным не удалось выяснить. Только ясно одно: они переселись из неизвестных краёв земли. Пантеон богов шумеров был принят в Вавилоне и Ассирии. Здесь произошло только некоторое переименование богов и добавление новых.

   Так как вавилоняне высоко ценили астрономию и астрологию, в их воображении боги воплощались в определённых небесных телах.

   Богу Сину и Шамашу соответствовали Луна и Солнце, Мардуку – Юпитер, Нергалу – Марс, Иштар (шумерская Инанна) – Венера, а  Набу – Меркурий.

   Шумеры, а вслед за ними и вавилоняне, стали представлять богов в образе людей. Они приписывали им сверхъестественные размеры и величественный облик, их черты лица были сверкающими, а изо рта при каждом дыхании вырывалось пламя. Боги обладали не иссякающей силой, и никто не мог им препятствовать. Установленные в храмах статуи богов представляли собой сидящие и стоящие фигуры. Боги демонстрировали роскошную одежду и короны. В знак божественности на головных уборах были закреплены бычьи рога. В руках держали символы своей власти.

   «И Вавилон, краса царства, гордость халдеев, будет ниспровергнут Богом, как Содом и Гомора. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нём. Не раскинет аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нём звери пустыни и дома наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены – в увеселительных домах. Близко время, и не замедлят дни его» - это мрачное предсказание пророка Исайи21 о судьбе столицы – Вавилона содержится в Ветхом Завете (Исайя XIII, 19-22; XIV, 1).

   Наряду со многими другими подобными текстами в пророчестве Исайи говорится о возвышении и гибели царства, само название которого стало нарицательным для обозначения роскоши и богатства, греха и разврата. До сих пор ещё живут такие библейские выражения, как «вавилонский грех» или «вавилонское  столпотворение». Многие исторические события – войны и завоевания – тесно связаны с судьбой иудейского народа. Такое событие, как угон населения Иерусалима в вавилонский плен, объясняют частые упоминания имени Вавилона в Священном писании  в одиозном смысле.

 


   21Исайя – библейский пророк, действовавший при  иудейских царях: Озии, Иофаме, Ахазе и Езекии.

<=                                     =>