Мотовозик до Жукопы
Алексей Яковицкий
Гений и злодейство
Тема, вынесенная в заголовок предлагаемого материала, когда-то присутствовала в школьных программах. Размышляя над этой старой темой, надо, прежде всего, определить, что же такое гениальность и что такое злодейство?
Думается, что «злодейство» в общем случае можно определить как действие, направленное на разрушение творения Божия. Гениальное злодейство можно понимать как действие, направленное на разрушение образа Божия в человеке (как стремление разрушить высшее творение Божие), а при невозможности – уничтожение самого человека. Однако в светской терминологии под гением все же понимался человек, созидающий нечто незаурядное, а «созидание» является антиподом «разрушения», но в таком случае, в онтологическом смысле, гений-созидатель не может быть одновременно разрушителем, хотя в процессе созидания ему и приходится убирать нечто лишнее, в чем, собственно, и заключается человеческое творчество.
Хотелось бы рассмотреть в этом свете деяния первого русского самодержца, Иоанна Васильевича Грозного. Впрочем, о «злодействах» Иоанна Васильевича написано достаточно, к счастью, благодаря изысканиям В. Г. Манягина, стало ясно, что слухи об этих злодеяниях «оказались сильно преувеличены». А как насчет гениальности?
Прежде чем говорить о гениальности того или иного человека, необходимо уточнить: о гениальности в какой области идет речь. Если же говорить о царе, то его гениальность должна проявляться не в плотницком или портняжном искусстве, а в государственном строительстве. Именно в этом направлении мы и попытаемся проанализировать деятельность первого русского монарха.
Итак, в 1480 году Великое Московское княжество обрело свою независимость. Великий князь Московский Иоанн III стал суверенным государем. Рассматривая результаты деятельности первого суверенного государя Московской Руси, К. Маркс писал: «К концу его княженья мы видим Иоанна III, сидящим на вполне независимом троне. Рядом с ним дочь последнего византийского императора. У ног его – Казань. Обломки Золотой Орды толпятся у его двора... Литва уменьшилась в своих пределах, и ее государь является орудием в руках Иоанна. Ливонские рыцари разбиты». Однако было ли в это время Московское Великое княжество государством в полном смысле этого слова? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что такое «государство»?
Как считали теоретики русской юридической школы, государство – это форма организации общества или общественный союз. Б.Н. Чичерин выделяет следующие признаки государства, не встречающиеся в других социальных группах: «1) государство есть союз; 2) государство есть союз целого народа; 3) оно имеет единый закон; 4) оно непременно имеет территорию; 5) в нем народ становится юридическим лицом; 6) оно управляется верховной властью; 7) его целью является общее благо». Выдающийся мыслитель конца XIX – начала XX веков, Н. Г. Дебольский, детализировал понятие «общего блага», выделив из него главную составляющую – «высшее благо», – которое определил как «самосохранение нации». Он показал, что если народ утеряет способность самосохранения, то об остальных благах можно будет забыть. А потому любые идеологи, проповедующие необходимость упразднения наций, являются не радетелями блага народа, а его врагами. Итак, являло ли собой Московское Великое княжество в период Иоанна III и Василия III государством в свете приведенного выше определения.
Государство есть союз целого народа. В рассматриваемый период о таком союзе говорить, по-видимому, преждевременно. Князья-вотчинники не только владели землями на основе частной собственности, но продолжали сохранять значительную политическую и юридическую самостоятельность. Экономическая эксплуатация крестьян вотчинниками, по свидетельству Н. Н. Алексеева, привела к тому, что крестьяне «заказаковали», то есть стали покидать вотчинные земли и переселяться на земли монастырские и государственные, а при невозможности (в случае попадания в долговую зависимость) бежали на окраину государства, пополняя казачью вольницу. После смерти Василия III его жена, мать Иоанна IV Грозного, была отравлена мышьяком, а за время малолетства Иоанна Васильевича княжество пришло в состояние практической раздробленности.
Государство имеет единый закон. Попытка в 1497 году ввести «Судебник», т. е. единый свод законов для всей территории княжества, потерпела неудачу. Князья-вотчинники его попросту игнорировали.