Иван Борисов. Покуда сердце бьётся
ОТВЕТ ДИПЛОМАТУ
В январе 1944 года Татьяну Киселеву вызвали в Москву, в ЦК ВЛКСМ. Собиралась и думала: “Зачем бы это? Может, задание какое дадут? Война-то еще не окончилась. Может, пошлют куда-нибудь в тыл? Хорошо бы опять девчат своих собрать, весь отряд... Посылайте тогда куда угодно, хоть на край света, хоть прямо в Германию. А они пойдут все, как одна, только позови”.
Она машинально укладывала в чемоданчик вещи, не зная еще, пригодятся ли они ей. Клала по привычке, на всякий случай, теплые носки, портянки — девчата привыкли в отряде сапоги на портянки обувать, — чистое белье на смену, ложку с кружкой. Словом, все, что уже собирала однажды, когда отправлялась в партизанский отряд. Торопливые были тогда сборы. Хотела сделать так, чтобы никто не узнал, чтобы разговоров меньше было. Не вышло. Мальчишки, ее ученики, успели-таки пронюхать, прибежали к ней:
— Татьяна Борисовна, неужели вы нас оставите, неужели без нас уйдете?
— Да что вы, ребята, — удивилась она, — о чем разговор? Я никуда от вас не собираюсь уходить. Кто вам сказал об этом?
— Наша разведка. Но вы не беспокойтесь, мы никому ни слова... Только, пожалуйста, и нас с собой в отряд возьмите.
Хотела уйти поскорее, да не вышло. Пришлось объяснять ребятам, что дело, за которое берется она, очень опасное, что придет время и от каждого из них, возможно, потребуется помощь.
— А теперь до встречи. И помните, я вернусь к вам, я буду с вами рядом. Мы обязательно еще встретимся.
И теперь, отправляясь на вокзал, она вспомнила об этом. Вспомнила и о том, что было позднее, в отряде. И разговор с командиром партизанской бригады П.В. Рындиным вспомнился, весь от слова до слова. С чего же все началось, что было раньше? Сначала была в отряде у Е.Ф. Янковского помощником комиссара, а потом и комиссаром. В отряде было много девушек. Сядут, бывало, друг против друга, нога на ногу, и давай портянки накручивать — кто быстрее, кто лучше. Научились. Всему научились: и стрелять из автомата, и с минами обращаться, и с гранатами, и в разведку ходить. По лесу стали ходить — ни один сучок под ногами не треснет.
В те дни, постигая премудрости лесной партизанской жизни, она спрашивала себя: “Как это могло быть? Учила детей, думала, что все знаю, что многому смогу научить их, а сама... Что умеют они? Читать и писать. Знают, что дважды два всегда четыре, что Волга впадает в Каспийское море... А как ориентироваться в лесу? Как выручать из беды товарища? Как ненавидеть врага? Нет, теперь все надо начинать сначала. Вот вернусь в школу и скажу ребятам...”
...С чего начался тот разговор с комбригом? Кажется, так прямо и сказала: девчат в отряде много, воевать научились — хотим создать отдельный женский отряд.
Командир, конечно, удивился, хоть и постарался не показать этого. Еще бы, женский партизанский отряд — такого, кажется, пока не было. Спросил:
— А чем же ваш отряд заниматься будет?
Кто-то из партизан, присутствовавших при этом разговоре, пошутил:
— Известное дело чем: щи, кашу будут варить...
Но, заметив, что командиру, а тем более ей, комиссару отряда, не до шуток, осекся на полуслове.
— Я серьезно спрашиваю, — повторил комбриг.
— Мы серьезно и предлагаем, — сказала Татьяна, — будем заниматься диверсиями и разведкой.
— Вижу, вы и без нас все решили, — улыбнулся командир. — Ох уж эта мне девичья команда! А силенок хватит без мужиков? Ведь дело-то серьезное.
— А разве вы еще сомневаетесь в этом, товарищ комбриг?
— Сомневаться не сомневаюсь, но, как всякий мужчина, имею же я право об этом спросить. А как командир хочу знать: нужна ли какая помощь?
— В отряде кроме наших девчат будут и новенькие — из местных жителей. Надо их научить обращаться с оружием, помочь подрывное дело освоить.
На том и закончился разговор. А скоро учительница сельской школы Невельского района Татьяна Борисовна Киселева возглавила вновь сформированный женский партизанский отряд.
Сотни километров по лесам и проселочным дорогам прошли отважные патриотки, совершая смелые налеты на обозы и автомашины врага под Великими Луками, Невелем, Полоцком. Особой смелостью и находчивостью отличались в отряде операции, которые проводила группа подрывников во главе с Дусей Башиловой. Немало важных и оперативных донесений передавали партизанские разведчицы в бригаду и в воинские части Красной Армии.
По деревням прошел слух о том, что в тылу врага действует партизанский отряд, в котором сражаются сестры геройски погибшей партизанки Лизы Чайкиной, из поселка Пено. Слух этот не был случайным: партизанки из женского отряда называли себя сестрами Чайки и дали слово мстить врагу за ее смерть. Об этом заявляли они и в своих листовках, которые распространяли по оккупированным деревням девчата-агитаторы. Местное население горячо поддерживало бесстрашных партизанок. В нескольких деревнях комсорг отряда Сима Хватова организовала комсомольское подполье и регулярно передавала ребятам боевые задания райкома комсомола.
...Давно промелькнули за окнами вагона знакомые полустанки, а она все глядела и глядела в окно. Белый, в неисхоженных сугробах, бежал навстречу вагону притихший лес. Сколько тропок проложила она с девчатами по таким вот лесам, — все нынче снегом замело. Следы замело, а память, она на всю жизнь останется.
А поезд стучит и стучит колесами. Скоро Москва. Интересно, зачем же вызвали ее, о чем придется говорить?
...В ЦК комсомола предупредили:
— Один американский дипломат хочет своими глазами увидеть “живую русскую партизанку”. Вот мы и пригласили тебя, Татьяна Борисовна, на эту встречу. Пусть поглядит дипломат на партизанку.
На следующий день ровно в назначенный час произошла эта встреча. Высокий, подтянутый, средних лет мужчина подошел к Татьяне. Приветливо улыбаясь, он протянул ей руку и представился:
— Девис... Мистер Девис!
Как ни смущалась, все же заметила Татьяна, что даже широкая белозубая улыбка дипломата плохо скрывает его любопытство и недоверие. Впрочем, он и не пытался их скрыть. Он разглядывал орден Красного Знамени, который поблескивал на свитере Татьяны, и ей без слов было ясно, о чем он хочет спросить у нее. И он спросил:
— Неужели вы, девушка, были партизанкой? Мне очень трудно это понять. Ведь война — это очень страшно. Как же на это идут такие, как вы? А ведь вас было много?
Накануне, в гостинице, стоя возле окна и глядя на заснеженные московские улицы, она старалась предположить, каким он будет, этот разговор с американским дипломатом. Заранее думала, что будет говорить ему. Целую речь подготовила, а тут вдруг все забыла. И вместо ответа спросила сама:
— Скажите, мистер Девис, а у вас есть дети?
Дипломат удивленно вскинул брови.
— Есть, — ответил он, — а в чем дело?
— И вы, конечно, любите их?
— О да, конечно, — с улыбкой ответил дипломат. — Кто не любит детей?
— А теперь скажите, как бы поступили вы и ваша жена, если бы в ваш дом ворвались разбойники?
— О, это так понятно — стали бы защищаться... Но зачем об этом?
— Затем, чтобы вы поняли, почему наши женщины вслед за своими мужьями и отцами взяли в руки винтовки. У меня еще нет своих детей. Но я учила своих учеников, хотела, чтобы они жили в мире и были счастливы... Могла ли я не взять оружие, когда в наш дом пришли бандиты и подняли руку на счастье наших детей, на наше счастье? Да что я о себе, — у нас целые семьи уходили в партизаны. Да, было страшно, но сильнее страха была наша любовь к Родине, к жизни. Не знаю, поймете ли вы меня...
— О, продолжайте, продолжайте, я очень понял вас. Я понял, что вы настоящая русская женщина и прекрасный учитель, что вы будете замечательная мать. Продолжайте, я слушаю вас.
— А что ж продолжать, — ответила Татьяна, — я, кажется, все сказала.
— Сенк’ю, сенк’ю... Спасибо, спасибо!
Он долго пожимал ей руку и благодарил, а ей все хотелось спросить, за что он благодарит ее. Но она так и не спросила. Зачем? Хорошо, что понял человек.
Потом — обратная дорога. Знакомые места, станции, полустанки за окном. И мирная работа, о которой мечтала все трудные месяцы партизанской жизни, к которой так хотелось вернуться. Вот и вернулась, как и обещала своим ребятам. Жалко, конечно, что не в школу. Впрочем, и ребята уже подросли: не сегодня-завтра придут к ней в райком за комсомольскими билетами.
...И через много лет, работая секретарем Великолукского обкома комсомола, и потом, когда стала преподавателем педагогического института, она вспоминала о той встрече с американским дипломатом. Вспоминала и спрашивала себя: “Все ли верно тогда сказала? Смогла бы теперь лучше сказать? — И сама отвечала: — Пожалуй, и теперь лучше не скажешь”.