На картах не значится

     Поясню. Во все времена грузчикам за работу что-то платили. Но, согласитесь, как-то негоже совать мятые рубли своим боевым товарищам. А с другой стороны, заставлять людей работать за простое «спасибо» тоже как-то не по-людски. Поэтому издавна в гарнизонах повелось в подобных случаях расплачиваться «жидкой монетой». Чаще всего речь идёт о пиве. Но поскольку пива в Орловке было днём с огнём не найти, а водка нас не интересовала по причине изобилия авиационного спирта, то расплачивались все с «грузчиками» коньяком – кстати, единственным спиртным напитком, который, по причине его дороговизны, можно было в те времена (времена тотальной борьбы с пьянством) свободно купить в магазине. Выше всего у нас ценился армянский коньяк. Азербайджанский и московский розлив не котировались...

     – Да ты что! Какой ещё «Юбилейный»! – оскорбился в лучших чувствах Славик. – Это же пианино! Что ж я, по-твоему, – вообще?! Не понимаю ничего?!.. Разумеется «Армянский»! Четыре звёздочки!..

     – Четыре? – приподнял бровь Василий. – Четыре звёздочки – это только до четвёртого этажа.

     – Это как? – не понял Славик. – А дальше?

     – А дальше – сам.

     – Как «сам»?!

     – Это уж я не знаю, – развёл руками Василий. – Хочешь, ты на нём верхом. А хочешь, – оно на тебе. Это уж как вы договоритесь...

     – Да как же?!..

     – Думать надо было, когда коньяк покупал, – Василий постучал согнутым пальцем себе по лбу. – Ду-мать!.. Пятизвёздочный надо было брать, раз на такую верхотуру жить забрался...

     – Да ладно тебе! – остановил я Васькино красноречие. – Чего ты напал на человека?!.. Славик, ты его не слушай. Он с утра всегда такой...

     – Это какой «такой»?! – тут же взъелся Василий. – Что-то я не понял!..

     – Хмурый, – примирительно сказал я. – Хмурый, но отходчивый. Сейчас он только кофейку попьёт и пойдёт... Да, Василий?

     – Да?! Василий?! – тяжело положил свою руку на голое Васькино плечо Сацевич, он стоял рядом с Крупиным и насмешливо смотрел на него с высоты своих ста девяноста.

     Крупин вывернулся из-под тяжёлой Олеговой длани и быстро исчез в своей комнате, но тут же опять появился. Полотенце на его шее смотрелось, как белый флаг.

     – Я пойду, – гордо сказал он. – Но пойду исключительно из любви к музыке!

     – А мы все типа идём из любви к коньяку! – донёсся из дальней комнаты возмущённый голос Лёхи Суханова. – Кто-нибудь там, кто поближе, дайте-ка ему по шее!

      Олег грозно двинулся с места:

      – Ну-ка, ты, меломан, иди – быстренько штаны надевай!

    – Но-но! – Василий юркнул обратно в комнату. – Только без рук!.. И вообще, – донеслось из комнаты до нас, – я ещё не пил свой утренний кофе!..

     Спустя примерно час мы стояли в квартире продавца пианино и смотрели на инструмент. С первого взгляда он внушал к себе уважение. Это был не какой-нибудь облегчённый продукт поздних ГОСТов, типа легкомысленных «Элегий» и всяких там «Ласточек», а полновесное – на три с половиной центнера – детище ленинградской фабрики «Красный Октябрь».

     – Тут мы все и поляжем... – пророчески изрёк Санька Дамрин, мрачно любуясь на своё отражение в чёрном полированном дереве.

     – Не каркай! – одёрнул его Лёха. – Подумаешь, пиянина! Фортекляп на ножках! Облепили – понесли!

      – Ну-ну... – покачал головой Санька.

     – Ладно, в самом деле, – подал голос Олег. – Что нам тут, до вечера стоять? Давайте уже тащить...

     Спуск с третьего этажа прошёл достаточно гладко: пианино сначала вытолкали на лестничную площадку, а потом, пропустив под ним три фала, тремя парами подняли и за один подход снесли вниз. У подъезда чуток передохнули и тем же порядком понесли инструмент по улице. Расстояние между домами было порядка трёхсот метров – ДОС № 9 и ДОС № 13 стояли в разных концах городка. Напротив лётной столовой (2/3 пути) Крупин запросил привал.

     Пианино осторожно опустили в пыль, и Василий сейчас же полез поднимать верхнюю крышку:

   – Это чего ж оно такое неподъёмное? Что они туда напихали? Может отвинтить чего можно?.. – ему наконец удалось заглянуть под тяжёлую полированную панель. – А-а-а!!!.. – вдруг дико заорал Васька и, уронив крышку, отскочил в сторону. – Там!!!.. – он тыкал пальцем в инструмент и смотрел на нас круглыми ошалелыми глазами.

    Мы ринулись к пианино и, стукаясь лбами, полезли внутрь... но ничего крамольного в его тёмных и пыльных глубинах не обнаружили.     В недоумении мы повернулись к Василию.

   – Что ты видел?..

   – Что там?!..

   – Что ты орёшь, как зарезанный?!..

  – Мужики... – страшным шёпотом сказал Крупин, шаря глазами по нашим лицам. – Оно ведь железное!..

  – Кто?!

  – Пианино это. Оно внутри всё из железа!..

  – А ты что думал, что оно бумажное? – язвительно спросил Лёха.

  – Я думал, оно всё деревянное, – потерянно сказал Василий. – И снаружи, и внутри... Зачем же они туда столько железа напихали?

  – Чтоб тебе тяжелее было! – зло сказал Серёга Гасан и, потирая ушибленный лоб, сплюнул в пыль. – Ненормальный! Орёшь тут! Я чуть не обделался!

  – Это – рама, – пояснил я. – Она из чугуна. (Василий охнул). На ней натянуты струны. Сам понимаешь, без струн пианино играть не будет.

   – А на дерево их нельзя было натянуть? – жалобно спросил Крупин. – На гитаре ж на дереве натянуты – и ничего.

   – Но это ж не гитара, – возразил я. – Здесь струны гораздо толще. Да и никто при конструировании пианино внимание на вес особо не обращает. Тут главное – прочность и акустика. А вес – тут уж как получится. Пианино ведь, как гитару, с собой таскать не надо.

   – Как же не надо?.. – потерянно сказал Василий. – Когда именно надо...

  Вид он имел жалкий. По его лицу было заметно, что вера в человеческий разум и гуманизм только что дала в нём глубокую трещину...

   Двинулись дальше. Крупин, поражённый сделанным открытием, что-то бормотал себе под нос и всё время сбивал шаг. Я стоял с ним в паре, и все его метания тут же по фалу передавались мне. Я пыхтел, матерился, но ничего поделать не мог – я ведь даже не видел Ваську за чёрным полированным туловищем нашего музыкального монстра...

  Перед нужным подъездом сделали ещё один привал.

  Василий сразу же лёг щекой на гладкую блестящую крышку и слабым голосом принялся допрашивать Моисеева:

   – Эй, живодёр, ты нафига всё это задумал?

   – Что задумал? – не понял Славик.

   – Затея эта с пианино зачем? Для чего оно тебе?

   – Как для чего?! – удивился Славик. – Дочку тогда смогу в музыкальную школу записать.

   – Это понятно, – не унимался Крупин. – А ей музыкальная школа для чего?

   – Ну как, чтоб играть на пианино учиться...

  – И сколько в этой школе учатся?

  – Семь лет... по-моему... Что ты всё спрашиваешь, я не пойму?

   – Ну, хорошо, – сказал Василий. – Вот будет она семь лет учиться. Будет семь лет вам с женой по мозгам бренчать. Гаммы там всякие разучивать. И ради чего всё это?

   – Как ради чего? – Славик совсем потерялся. – Чтобы... научиться играть на пианино.

  – И чему она там научится? – Василий наконец отлепился от инструмента – на полированной поверхности остался влажный след от его щеки. – Я имею в виду, ЧТО она сможет играть по окончании школы? Классику всякую-разную? Шаинского-шмаинского? Пахмутову какую-нибудь?

   – Какая ж это классика? – удивился я. – Ты чё, Василий? Это всё – эстрада, попса. А классика – это Бетховен, Моцарт, Шостакович... Рахманинов...

    – Какая ж это классика? – удивился я. – Ты чё, Василий? Это всё – эстрада, попса. А классика – это Бетховен, Моцарт, Шостакович... Рахманинов...

    – Слышь, ты... Рахманинов, – повернул ко мне голову Крупин, – у тебя это... монокль отклеился. Что ты всё время встреваешь?! Самый умный, что ли?! Ты мне ещё по дороге надоел! Несёшь, как попало, спотыкаешься на каждом шагу!

    – Это я-то спотыкаюсь?!.. – возмутился я такой его наглости.

    – Да она всё тогда сможет сыграть! – горячо вступился за свою дочь Славик. – И Шостаковича, и Бетховена! И Пахмутову, если надо! 

<=

=>