Ощущение рода

«Целитель душ» и другие

   Мечтая о чаяновских кооперативах, смычке города и деревни, что сразу оживило бы российскую экономическую жизнь, Наумыч на своей земле работает в поте лица. Держит на подворье пасеку. Разводит в пруду карасей и линей (год назад их «поголовье» низвела выдра, приходится его восстанавливать). Выращивает картошку, чеснок, лук, свеклу. На паевых землях высадил садовые деревья, клубнику, садовую землянику. Поставил там садовый вагончик, баню.

   Трактор-колесник у Наумыча новый. На нем, по просьбе администрации, он расчищает зимой дорогу и улицы от снега, привозит односельчанам дрова из леса и, конечно же, обихаживает свои земли, а также специальное кормовое поле для зверья, где можно охотиться по лицензии (охотник Наумыч заядлый).

   - Из зерновых я люблю рожь, - Наумыч устремляет взор на ржаное поле у краеведческой беседки. - Она сильнее, чем пшеница, чем овес или ячмень, пахнет хлебом. А звенит как, когда вызреет!

   Детей в семье Евсеенко трое. Одна дочь Жанна, психолог, живет в Москве, другая, Ирина, окончила биологический факультет Тверского университета, живет в Твери. Вести отцу хозяйство помогает Павел (оно окончил техникум, специалист по туристическим услугам). Сыну Наумыч передал и свою страсть к краеведению. Не так давно Павел напечатал в районной газете статью, из которой я узнал, что первое письменное упоминание о селе Хотилицы относится к 1540 году. В 1710 году село числилось за Андреем Непейцыным, перейдя затем к Михаилу Ивановичу Голенищеву. Когда тот переехал в село Бологово, имение приобрела дворянская семья Ганнов (выходцы из Швейцарии). Известно, что писательница и теософ Е.П. Бловатская (девичья фамилия Ганн) приходилась родственницей Алексею Ивановичу Ганну и, вероятно, бывала в Хотилицах.

   В 1760 году стараниями прихожанина лейб-гвардии поручика Гука Стефанова Чирикова в селе была возведена церковь Спаса Нерукотворного Образа. До наших дней она не дожила, а помещичья усадьба ныне предстает в виде полуразрушенного кирпичного двухэтажного дома с колоннами. Сохранились остатки одноэтажной кирпичной постройки (при советской власти в ней располагался клуб) и старинный парк. С 1924 года село Хотилицы - центр Ленинской волости, с 1927-го (на короткое время) - Ленинского района. Сегодня оно центр сельского Хотилицкого поселения. Здесь родился выдающийся гидростроитель, дважды Герой Социалистического Труда А.П. Александров. На братском кладбище покоится Герой Советского Союза Алексей Михайлович Чупин…

   Чересовское городище. Ореховские курганы. Тридцатиметровый Житовский мост. Холодный ручей, из которого брали воду для варки качественного торопецкого пива. Беклешихинская горка, возвышающаяся на 312 метров над уровнем моря. Речки Любутка и Гостилиха, по которым проходил путь «из варяг в греки». Памятник А.П. Александрову. Все это, как и многое другое, может быть занесено в туристический маршрут. Если таковой появится на географической карте района, надеюсь, не обойдет он стороной и усадьбу Наумыча, где любезного к родной истории путешественника привлечет краеведческая беседка и, обязательно, музей камня под открытым небом.

   - В детстве мы играли в камушки, не задумываясь, чем они нас притягивают. Но притяжение есть, они обладают терапевтическим и психологическим воздействием. А если подойти с исторической точки зрения, каждый из камней несет отпечаток минувших времен. Представишь, что каком-то сидел Александр Невский, и дух захватывает. Недавно прочел, что победа Невского над немцами в Чудской битве связана с камнем. Враг был возле «Вороньего камня».

   Некоторые камни служили объектами культового поклонения. Были также камни, указывающие направление торговых путей. Добавлю к этому, что, имея разные формы и цвета, камни способствуют развитию творческого воображения. Этот называется «Пушкин», - Наумыч показывает на гранитный камень, форма которого напоминала профиль поэта. - А вот там - «Звезда». Четкий рисунок звезды проступает на нем, когда выпадает роса. Дальше - «Сова», «Дракон», «Улыбающийся удав», «Сандалии Понтия Пилата»… Имена камней не всегда определяются их формой. Взять «Пророков камень». Это кварцевый аметист, цветовая гамма которого меняется в зависимости от погоды. Обнаружил я его около Пророкова мха, на окраине Святых лесов, справа от которых протирается Оковский лес. Почему леса назывались Святыми, и Святой называется гора, на которой стоит мой дом? Скорее всего, древние люди поклонялись этим местам. Это - «Черный камень», поглотитель негативной человеческой энергии. Зато «Целитель душ», что у бани, отдает позитивную энергию. Посидев на нем, настраиваешься на хорошую мысль. Главврач районной больницы Валерий Иванович Гайдов может подтвердить… Это жернов с Ляховской мельницы. Дальше крест из песчаника, поднятый со дна Лобненского озера…Странно, почему он там оказался. Песчаник в наших местах встречается нечасто. Скорее всего, это приграничный камень, относящийся к периоду войн России с Литвой…

   Видимо, этот крест и подвиг Наумыча к мысли установить перед деревней «въездной камень». На нем выгравированы название деревни, ее старинный герб. Прежде он этим не занимался, покорпеть вместе с сыном пришлось изрядно. Содействовали в установке этого камня художник Евгений Ефимов, оформивший эскиз, руководитель поселения Александр Николаевич Михайловский, местные жители Александр Васильевич Александров, Анатолий Рудольфович Орлов, Александр Геннадьевич Солдатенков, директор краеведческого музея Валерий Викторович Линкевич.

   Камнесобирательство - явление не новое. Этим занимался в начале XIX-го века русский поэт и декабрист Ф.М. Глинка. И не где-нибудь, а на тверской земле, в сельце Кузнецово Бежецкого уезда. Владелицей села была Авдотья Павловна Голенищева-Кутузова, судя по фамилии принадлежавшая к семейству, одному из представителей которого принадлежали Хотилицы. Женившись после сибирской ссылки на Авдотье Павловне, Федор Николаевич проводил лето в имении супруги. Самый известный найденный им камень «Степан» хранится в Тверском краеведческом музее. Как пишет краевед А.С. Попов, Федору Николаевичу принадлежит и первое исследование на эту тему - «Мои заметки о признаках древнего быта и камнях, найденных в тверской Карелии, в Бежецком уезде», увидевшее свет в 1837 году.

   Как знать, может, со временем и уникальная коллекция Наумыча окажется в краеведческом музее.

<=

=>