Наше время похоже на странный коллаж...

      15.07.

      Сессию сдал на «гос. оценки» - «3».

      Теодор Драйзер. «Сестра Керри» – вполне женская история. У кого ярче тряпка, к тому и тянется. Хотя не без природных дарований героиня. Но она женщина – работа чувств и желаний, сильнее работы ума, поэтому много неудовлетворённости своею жизнью. Финал слабо намекает на возможную диалектику души и ума и чем-то напоминает «Огоньки» Короленко. Вообще, надежда на завтрашнее «авось» у людей сильна, и, как это ни странно, часто у людей потенциально талантливых. Вероятно, талант никогда не может быть удовлетворён настоящим, которое для него обыденно и скучно, серо, банально. «Только грядущее – область поэта». Ах, символизм!

      «Американская трагедия» - вполне мужская история. Но и в ней и в «Сестре Керри» фон – рубеж столетий. Если взять срез разных литератур по произведениям этого времени, получится интересное фото этой эпохи ( Драйзер, Голсуорси, Р. Роллан, Манны, Акутагава, Пруст, Джойс, Бунин, Горький, Белый, Блок и др.). Есть вненациональный запах времени, эпохи, и при всём различии (Гамсуна, например, от Голсуорси или Чехова, Бунина и Зайцева от Джойса) авторских стилей, взглядов, культурных и социально-политических позиций, национальных корней – везде видна заявка XX века на своё пришествие.

 08.09.

      Телесериал «Богатые тоже плачут» – индикатор, который показывает, какой же дефицит испытывает русский народ в интеллектуальной и духовной (вернее: душевной) сферах жизни. В интеллектуальной потому, что трудно поверить в то, что столь богатый исторически народ до упомрачения смотрит столь бедную мыслью картинку; душевно – потому, что даже примитивные, по большей части, чисто импульсивные, полуфизиологические, полумеханические даже, движения души большинством принимается за эталон духовно-душевной жизни. Как печально глубоко мы опустились. И это Русь?! И это Россия?!

 17.09.

      Читал газеты. Это против моих правил и устоявшихся привычек. Не понимаю, где ложь, а где – правда; чувствую только одно: во всём прочитанном ни на грош истины. А может быть это потому, что чтение газет не сделал своей привычкой? Но причём здесь привычки?

 06.12.

      Нам же с самого начала перестройки очень внятно и громко заявляли: это революция. Да где же и когда же бывало, чтобы революция – да без грязи и крови? Но только в России брызги грязи и крови могут запачкать целое столетие, если не два. А какая эйфория была лет пять-семь назад!

 09. 12.

      Бог создал человека разносторонним, не укладывающимся в какую-либо одну рамку, поэтому настаивать на существовании, точнее – приоритете, только какой-либо одной ипостаси человеческого бытия (духовной ли, разумной ли) не только не умно, но и противно Богу.

1993

 18.04.

      Лосский. «История русской философии». Философ утверждает, что политика Петра I привела: с одной стороны, к возникновению и «распространению вольтерианства с его вольнодумством»; с другой – к стремлению проникнуть в сокровенные глубины религии, найти сущность «истинного христианства» и воплотить его в жизнь. Если проецировать это положение на дальнейшую русскую историю, можно «вывести» (найти) генетические корни той ситуации, которая сложилась в России в конце XIX – начале XX века: с одной стороны – распространение марксизма (которому отдали дань и многие известные русские религиозные мыслители), в том числе и в его наиболее грубо-рациональной форме марксизма-ленинизма; а с другой – высочайшее развитие религиозной философии (особенно в её нравственно-этической ипостаси): от Соловьёва до Флоренского и Лосева, до Бахтина и др.

      Думается, что это всё – результат не только деятельности Петра I, но и ещё ранее – Раскола. Это как при цунами: эпицентр в одном месте, а гигантские волны разрушают всё на своём пути на расстоянии десятков сотен километров от него. Это происходит не только в пространстве – во времени тоже. Петр I – только резонатор.

<=

=>