Ощущение рода

   - Я с этим не согласен. Во-первых, я выступаю и в других жанрах. Пою песни советской эстрады 70-х, 80х, романсы очень люблю. Шансон - не мой жанр, но там тоже есть некоторые содержательные, мелодичные вещи. Возможно, кто-то путает рок с попсой, но между ними - огромная дистанция. Да, рок пришел к нам с Запада, но не ругаем же мы тех, кто читает журнал «Иностранная литература»? В становлении американского рока сильна роль церковной музыки негритянских вокальных групп. Они, в свою очередь, заимствовали гармонии из так называемого черного госпела (религиозного гимна). Основная черта стиля госпел - формула «вопрос - ответ»: солист (а в церкви - проповедник) произносит стих, а хор ему отвечает. «Вопрос - ответ» свойственен всей африканской народной музыке. Европейский рок отличается от американского утонченной мелодичностью, в нем другая фольклорная основа. Но поскольку культуры разных народов восприимчивы, они постоянно впитывают в себя элементы других культур. Так произошло и с роком, который появился у нас в середине 50-х. За истекшее с тех пор время российский рок приобрел свое лицо. Патриотизм, протест против социальной несправедливости, философская направленность - все это в нем присутствует. И мелодичность у него другая, нежели у западного рока. Я многие вещи играю и пою в стиле баллады, которая похожа на музыку былинных гусляров…

   Учась в старших классах, Филиппов играл на теноре в основном составе духового оркестра и на электрогитаре - в вокально-инструментальном ансамбле. После окончания школы, когда большинство его одноклассников уехали поступать в институты, он без колебаний решил продолжить родительскую традицию и устроился на стекольный завод учеником наладчика в цехе КИП. Год там отработал, получил 4-й разряд и решил, отслужив в армии, поступать в электротехнический техникум. 

   - Эх, армия-армия, - в голосе Филиппова я почувствовал легкую грусть. - Это ведь она окончательно повернула меня лицом к музыке…

   Группу новобранцев, в которой находился, Владимир, привезли в ГДР, в штаб группировки, который находился в Винсдорфе. Дожидаясь распределения - предположительно на танкоремонтный завод, он подошел к группе новобранцев, которые играли на двух гитарах мелодии из «Песняров». Попросил инструмент, он запел «Алесю». Внезапно появились двое с красивыми аксельбантами и лирами на петлицах:

   - Хочешь служить в оркестре? Будешь сапоги хромовые носить, дорогие сигареты курить…

   - А на чем играть? Я на теноре умею…

   - Тенор у нас есть, баритонист нужен!

   Овладев этим инструментом, Филиппов начал играть в оркестре на разводах личного состава и на торжественных мероприятиях…В ту пору в штабе группировки служил знаменитый Вова Шошкин, баянист-сверхсрочник. Однажды прибежал к Филиппову посыльный из ВИА Валера Хрыкин:

   - Володь, тебя дежурный по оркестру Шошкин вызывает.

   Он пошел в музыкальную комнату. На стуле, уперев руки в колени, и глядя на него исподлобья звериным взглядом, сидел здоровый мужчина. Писклявым голосом Шошкин вопросил:

   - Ты кто?

   - Рядовой Филиппов.

   - А знаешь, кто я?

   - Знаю. Вы, товарищ старшина, на баяне играете в ВИА

   - Не-ет, ты не знаешь, кто я! Я, - ударил себя кулачищем в грудь, - первый дед всей ГСВГ! Первый, понял?! - Закричал: «Шалунцов! Ко мне!» Никто в комнату не зашел. - Ах, мерзавцы! Деда не уважаете! Ну, я вам покажу! - схватил со стола стопку нот, швырнул ее с размаху на пол. Листы разлетелись по сторонам…

   Вот такой шумовой спектакль он закатил, чтобы произвести впечатление на молодого бойца.

   - А вообще-то хороший мужик был, добрый, отзывчивый, - вспоминал Владимр Васильевич. - Баяном владел виртуозно, пел прекрасно. Женщины его обожали, хотя он был семейный, обзавелся детьми… Оказалось через несколько дней Шошкин уезжал в отпуск, и ему срочно требовалась замена в качестве солиста ВИА. Кто-то рассказал ему обо мне. Я говорю Шошкину, что на таком высоком уровне никогда не солировал, а он: «Захочешь жить, Мартыновым у меня запоешь! Понял?!». Ну, я и запел, - Владимир Васильевич извлек из угла кабинета гитару и, негромко аккомпанируя сам себе, вывел натренированным голосом:

   По-о-мню, ты-ы еще Але-енушко-ой был - а- а…

   Не по-мартыновски запел, а по-филипповски. Но все равно выглядело солидно.

   Прошло немного времени, и «старики» армейского ВИА единогласно проголосовали за то, чтобы рядовой Филиппов стал сержантом и командиром музыкального отделения из двадцати пяти человек. Перед дембелем начальство предложило ему остаться на «сверхсчрочку» - мол, будешь служить и заочно учиться в институте культуры.

   Но его тянуло домой. К родителям (отец к тому времени уже тяжело хворал), друзьям-музыкантам, на речку Цну, протекавшую рядом с поселком.

<=

=>