Рядовой Советского Союза

Виктор Петрович Пасечников

   Командиром взвода, в котором служил Половченя, был Пасечников –сын крестьянина, оторванный от земли первой мировой войной. Начал служить удачно, к 1916 году стал вахмистром. Во время революции, не колеблясь, принял сторону восставших. За доброту и справедливость неоднократно избирался в солдатские комитеты. Прошел всю гражданскую войну, имел богатый боевой опыт, но по каким-то причинам выше должности командира взвода не поднялся. Считался знатоком кавалерийской службы, в отношениях с личным составом был строг, но демократичен.

   Пасечникова привлекли настойчивость, простосердечность и старательность Григория Половчени, напомнившего командиру его собственное крестьянское прошлое. Пасечников остался доволен тем, что выбрал Половченю в коноводы: трудолюбив, любит лошадей, мастер на все руки.

   В конце месяца ближе к вечеру командир любил делать дальние прогулки. Гриша, оседлав Модницу и Олигархию, подъезжал к знакомому месту. Появлялся Пасечников, и они ехали в город или в соседнюю кавбригаду, где у командира взвода было много знакомых по службе. Эти поездки способствовали сближению командира и красноармейца. Нередко разговор заходил об образовании Гриши.

   - Товарищ Половченя, какое у вас образование?

   - Неважное, всего четыре класса.

   - Надо учиться дальше.

   - Надо, товарищ командир, а где? Вот если бы вы послали на какие-нибудь курсы…

   - Постойте, товарищ Половченя! У нас в полку есть и свои учителя. Походите к ним, а там посмотрим.

   После одного из таких разговоров Гриша начал посещать классы в полку. До начала 30-х годов в частях еще были учителя, которые помогали ликвидировать неграмотность среди красноармейцев и готовили желающих к поступлению в военные училища., школы. Гриша твердо решил выучиться на командира, не пропускал занятия. Командиры, видя, старательность Половчени, помогали ему, что еще больше стимулировало учебу и службу.

   Огорчило письмо, полученное от Таси. В нем после обычных приветствий девушка спрашивала, ждать ли его домой или он останется на сверхсрочную службу, а потом добавила, что к ней сватается парень из их села. В мечтах Гриша видел себя курсантом, потом молодым командиром, представлял, как придет в родное село за Тасей. Твердо ответил Тасе, чтобы его не ждала: будет учиться на командира, остается на сверхсрочную службу.

   За хорошую службу и успехи в учебе Григорий Половченя получал одни благодарн6ости, стал отличником боевой и политической подготовки, о чем с гордостью писал домой.

   Для гордости были все основания. Половченя не просто служил, он вырабатывал свою философию службы.

   Домашняя подготовка была явно недостаточна для кавалерийской службы. Неправильное питание и задержка в росте сковывали успехи в вольтижировке и рубке, которые требовали физической силы. То, что крепким физически бойцам давалось быстро, для Половчени требовало многократного повторения. Выручали природная сметка, ловкость, подвижность, а в первую очередь – желание достичь поставленной цели.

   Он видел, что физически подготовленным бойцам успех приходит быстрее, чем к слабым. Рослые бойцы на виду у всех командиров, они заслоняют тех, кто поменьше ростом, но не уступают им во многих других отношениях. Командиры, ориентируясь на высоких бойцов, ставят их во главе групп, подразделений, дают, им интересные и сложные задания. Успехи приписываются сильным, неудачи слабым. Словом, многое терял в жизни тот, кто ростом мал.

   И Половченя решил подрасти. Основательно занимался физической подготовкой, особенно упражнениями на растяжение. Занятия на турнике, кольцах, прыжки, стали обязательными. Результат не заставил себя ждать: к концу первого года службы Гриша подрос на целых восемь сантиметров.

   Раз рослым и сильным легче добиться успеха, он, можно сказать, предрешен, то те, у кого рост поменьше, должны добиваться успехов и лучше уметь, лучше делать. Так Половченя выработал некоторые очень важные правила: он взял ростом – ты бери умом; ему легче, тебе труднее – приложи силы, знания и умения, чтобы догнать и перегнать – трудись; одолел бугорок – бери холмик, взял холмик – пересиль гору; не вешай нос при неудачах – найди причину и устрани ее. Будь хорошим товарищем. Поможешь другим –  помогут и тебе. Отсталых бьют. Эти принципы показывали, что Григорий Половченя хорошо учился у своего главного учителя – жизни.

   Не все шло гладко, бывали и ошибки при взятии очередных препятствий.

   Пасечников заметил и по достоинству оценил стремление коновода делать все старательно и с охотой, поэтому, уходя в отпуск, попросил его делать выезды на Олигархии, чтобы лошадь не застаивалась. Половченя водил лошадь командира на поводу, гонял на корде, а однажды решив, что этого мало, вскочил в седло и пошел на препятствия. Преодолел одно, другое, третье и помчался на четвертое. Но или лошадь устала, или всадник допустил какую-то оплошность, только лошадь задела копытом крышу стенки и упала, придавив незадачливому всаднику ногу. Со сломанной ногой Половченя поступил в госпиталь.

   Находясь в госпитале, Гриша опасался, что его могут перевести в хозвзвод, и с тревогой ожидал встречи с командиром. Вернувшись из отпуска, Пасечников расспросил Гришу о случившемся и успокоил его, пожелав скорейшего выздоровления. Уходя, обещал направить Половченю в полковую школу.

   После выхода из госпиталя Гриша вернулся к исполнению прежних обязанностей и с нетерпением ждал направления в школу. В части много говорили о том, что сейчас на первый план выходит новый род войск – танковые, что конница отживает свой век, а кавалеристов будут переучивать на танкистов. Пасечников уже заговаривал с Половченей о том, не пойти ли Половчени учиться именно на танкиста, ведь будущее за бронетанковыми войсками.

   И вдруг Гриша узнает, что Пасечникова куда-то переводят. Прощай, танковая школа? Гриша побежал к командиру взвода.

   - Товарищ командир! Вы уезжаете? А как же я?

   - Я не уезжаю. Меня переводят на должность командира эскадрона, я остаюсь в нашем полку. Вы будете коноводом у нового командира взвода.

   - А как же с учебой, товарищ командир?

   - Успокойтесь, Гриша. Все будет так, как мы наметили, вы поедете учиться на танкиста. – и, переходя на «ты», добавил –  Верь мне, не обижай недоверием. А пока иди служи, как прежде.

   Обращение на «ты», доброе и дружеское «Гриша» успокоили Половченю и растрогали его. Скрывая навернувшиеся слезы, Гриша направился к выходу, а Пасечников закончил: «Идите и не беспокойтесь, я сделаю все, что нужно».

 

<=                                                               =>