Рядовой Советского Союза
Курсы механиков – водителей
Летом 1933 года в воинских частях и подразделениях усилилась пропаганда технических знаний. Военные специалисты все чаще говорили и писали о том, что будущая война станет войной моторов. Лучшие бойцы подавали заявления в различные технические школы.
Младший командир Половченя тоже подал рапорт по команде, а в конце лета его вызвали в распоряжение начальника Минского военного училища им. М.И. Калинина. Грише часто снились экипажи возле своих грозных машин, занимавшие по команде места за броней и мчавшегося по бездорожью, сокрушая преграды. Сны превращались в реальность.
Радость и грусть овладели Гришей. Радовало то, что через год учебы он станет танкистом. Грустно было расставаться с частью, где он познал первые радости военной службы. Прощаясь с частью, прослезился. В последний вечер, накануне отъезда, пришел на квартиру любимого командира. За столом Гриша был серьезен, а командир шутил, вспоминая вечернюю «вылазку» Малышева в Старый Борисов и другие эпизоды.
Вечер прошел в воспоминаниях. Настал час прощания. Гриша, тяжело вздыхая сказал: «Эх, товарищ командир, поехали бы вместе…»
- Ну-у, Гриша, - упрекнул его Виктор Петрович. – Можно подумать, что там и людей нет и что ты в лес едешь. Радуйся, что едешь учиться. Пиши. Всего тебе доброго. Спасибо за службу. Не забывай.
- Да что вы, товарищ командир?! Забыть? Да разве …- и не договорил, потому что голос дрогнул, Гриша чувствовал, что вот-вот расплачется. Вытянулся, четко отдал честь и выбежал, глотая слезы.
Они еще не знали, что военная судьба опять сведет вместе бывшего рядового и его командира.
Минск встретил Половченю ярким солнцем и пением птиц. Учебные помещения военного заведения располагались в большом каменном здании бывшего пехотного училища. Для механиков-водителей были выделены классы, вплотную примыкавшие к учебным мастерским, в которых курсантам предстояло провести большую часть времени.
На курсы прибыли шестьдесят младших командиров-кавалеристов, за небольшим исключением. Многие были знакомы между собой, а общность интересов еще больше сблизила будущих механиков-водителей.
С первых же дней учебы основное время отводилось выработке практических навыков. Курсанты, одетые в черные хлопчатобумажные комбинезоны, с утра до позднего вечера занимались разборкой и сборкой материально-технической части боевых машин. Курсанты, призванные в Красную Армию из городов, имели, как правило, рабочий, стаж и чувствовали себя в обращении с техникой более уверенно, чем Гриша.
Несмотря на то, что он слыл мастером на все руки, ему приходилось нелегко, особенно в чтении чертежей и схем. Помог один из преподавателей – Василий Иванович Скалаба, оказавшийся к тому же земляком Гриши.
Во время выездов в поле курсанты овладевали мастерством вождения танков. Основным видом учебной машины была в то время танкетка с лобовой броней 8 мм и 4-миллиметровой боковой. Экипаж танкетки состоял из двух человек – механика-водителя и командира, которым мог быть представитель любого рода войск, знакомый с крупнокалиберным пулеметом «Шваг», установленным на машине. Время показало несовершенство этих танкеток, и они вскоре были заменены легкими танками Т-24, Т-27, а те в свою очередь уступили место быстроходным колесно-гусеничным БТ.
Через шесть месяцев после начала учебы в бронетанковых войсках появился любящий свое дело механик-водитель Гавриил Антонович Половченя, бывший кавалерист, а ныне танкист.