Рядовой Советского Союза

Командирский дебют

   Еще в поезде Гриша решил, что одну корзину с председательскими гостинцами от отнесет Пасечникову, вторую в казарму. После обеда явился в штаб бригады, представился Виктору Петровичу, обрадованному возвращением Половчени. В интонациях, поведении Виктора Петровича чувствовались серьезность и озабоченность, продиктованные самим временем. Приближались очень серьезные события, ставшие нелегким испытанием для всей страны и для всего народа.

   После краткого напоминания о сложности международной обстановки начштаба протянул Половчене лист бумаги: «Вот приказ о твоем назначении. Принимай бронемашины да два мотоцикла. Осваивайся в новом качестве. Учить бойцов надо так, чтобы они отлично знали то, что требуется и от них, и от соседей по боевому посту. Отрабатывайте взаимозаменяемость. Вышел из строя один – его место должен занять другой и действовать не хуже выбывшего».

   Шагая по кабинету, Пасечников развивал свои мысли. «На занятиях не спеши рассказывать все сразу. Начинай с самого простого и необходимого. Добивайся того, чтобы бойцы могли повторить сказанное тобой, а главное – чтобы понимали, о чем собираются пересказать своими словами. Прежде всего, самому надо хорошо усвоить то, что хочешь объяснить. Приучай подчиненных к мысли о необходимости победы над противником. Этому золотому требованию должны быть подчинены все твои действия и действия подчиненных. Другого понимания военного дела и долга просто не существует. Военные люди должны жить стремлением к победе. Жить – значит побеждать. Смерть воина – вынужденная необходимость, и она должна повлечь за собой смерть врага».

   Из штаба бригады Половченя направился к командиру батальона, в чье подчинение поступал он как командир взвода. В батальоне проводился разбор недавно проведенных учений. Комбат, окруженный командирами рот и взводов, разъяснял действия подразделений на ящике с песком. Разбор учений заканчивался. Выслушав рапорт Половчени, комбат представил собравшимся их нового товарища. Половченю здесь многие знали и дружески приветствовали его.

   Перед тем, как отправиться в свой взвод, Половченя зашел казарму, где оставил одну из корзин с яблоками. Увы от председательского подарка почти ничего не осталось. Войдя в помещение разведвзвода, Половченя громко поздоровался:

   - Здравствуйте, товарищи красноармейцы!

   - Здравствуйте! Здравствуйте! – ответили несколько голосов.

   - Что так вяло отвечаете? Мало каши ели?

   - С кашей все нормально, а вот наш командир взвода принес яблоки, так хозвзвода их слопал, - ответил один из бойцов.

   - Не надо зевать. Спящему и гулящему сами знаете, над ложкой. Хотя и ложка всякая бывает, у меня она, как у великана. Разбирайте, разведчики! – и Половченя высыпал захваченные с собой яблоки, уцелевшие от крепких зубов бойцов хозвзвода. – Берите, не стесняйтесь. Я ваш новый командир Половченя Гавриил Антонович. Где помкомвзвода?

   - Сейчас придет, да вот и он, - ответил боец, обиженный на хозкоманду.

   - Здравствуйте, товарищ командир! Помощник командира взвода Федор.

   - Березка! – четко представился подошедший.

   - Угощайтесь, товарищ помкомвзвода, и познакомьте меня с бойцами.

   По очереди подходили к каждому красноармейцу, помкомвзвода сообщал данные: откуда призван, срок службы, занимаемая должность. Командир здоровался за руку, называя себя. Спрашивал, как служится, выясняя, есть ли претензии. Оказалось, что претензий нет, бойцы служат по второму году, свои обязанности знают, служба нравится.

   После этого Половченя собрал свой взвод в кружок, кратко рассказал о международной обстановке, ответил на вопросы. Бойцы смело говорили о недостатках в учебе и в работе столовой. Половченя почувствовал, что взаимопонимание между ним и взводом установлено, и решил вывести свое подразделение в число передовых.

   Так начались командирские будни. Половченя отдавал службе все время. Бойцы поняли, что к ним пришел справедливый и требовательный, но добрый командир, хорошо знающий свое дело. Под командованием Половчени взвод осваивал и общевойсковую тактику, и тактику разведывательного подразделения: наблюдение, незаметное проникновение на территорию противника, нахождение его главных сил, мест расположения ударных средств и удачных переправ через водные рубежи.

   Объективную оценку действий взвода давали полковые и бригадные учения. Обычно часто поднимали по тревоги ночью. Техника, конница, стрелковые части продвигались по бездорожью в лесной болотистой местности, обычной для Белоруссии. Марш-броски проводились в условиях ограниченной видимости и заканчивались, как правило, встречным «боем» с превосходящими силами условного противника и имитацией рукопашного боя или учебными стрельбами на завершающей стадии.

   На корпусных учениях применялись массированные удары авиации, сопряженные с действиями танков, артиллерии, мотострелковых частей и авиадесантных соединений. Итоговым результатом таких учений становилась уверенность, что боевые настоящие действия будут проходить на территории противника.

   Выходные дни воспринимались как настоящие праздники. Личный состав хорошо высыпался, пища в эти дни готовилась особенно тщательно. В послеобеденное время твердо соблюдался «мертвый час». Разрешалось увольнение в краткосрочный отпуск.

   Танцплощадки, мороженое, девчата не привлекали Половченю. Он использовал свободное время для чтения литературы – Анны Зегерс, Арнольда Цвейга, которые помогали лучше понять Германию, фашистский режим.

   Закономерным шагом в духовном и политическом становлении Половчени было вступление в ряды коммунистической партии.

 

<=                                                               =>